Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению на тему

Кукуева Лариса Ивановна
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование приёмов технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.

      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными технологиями.

    Среди многих  меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть данной педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

   Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

   Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств  гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):

I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)          ;

II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);

III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).

  Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её отдельных приёмов на уроках литературного чтения:

1.У учащихся формируются следующие компетенции:

-коммуникативная  (формирование навыков общения);

-интеллектуально - познавательная  (умение учиться);

-практико – ориентированная  (умение принимать взвешенные решения);

-деятельностная  (добывание знаний через деятельность);

-интерактивная  или информационная  (систематизация и обмен информацией).

2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности:критическое мышление, рефлективность,мобильность, толерантность, ответственность личности за результат своей деятельности.

Использовать  приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:

-  Синквейн;

- Кластер;

-  Чтение с остановками (со стопами);

- «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей. 

 Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

2 класс. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сказка.

1.Зима.

2.Холодная, морозная.

3. Пришла, подула, запорошила.

4.Зима пришла - холода принесла.

5.Время года.

2.класс. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Сказка.

1.Снег.

2.Белый, холодный.

3.Падает, сыплется, закрывает.

4. Снегу много – хлеба много.

5. Мороз Иванович.

2 класс. В. Маяковский «Тучкины штучки». Стихотворение.

  1. Тучки.
  2. Разные, воздушные.
  3. Плыли, разбежались, растаяли.
  4. Тучки по небу гуляли.
  5. Небо.

2 класс. Е. Чарушин «Перепёлка».

 Рассказ.

1.Перепёлка.

2. Маленькая, коричневая.

3.Ходит, насвистывает, клюёт.

4.Птица поёт – природа живёт.

5. Дикая курочка.

4 класс.  «Суворов приказывает армии переплыть море». Героическая народная песня.

Работа в парах. Авторы: Петрова Дарья и Чупрына Дима.

  1. Солдаты.
  2. Отважные, смелые.
  3. Призадумались, закручинились, переправились.
  4. Злая сила вражья испугалася.
  5. Победа.

4 класс. "Родина" И.С. Соколов - Микитов. Очерк.

 Автор: Фролов Кирилл.

1. Родина.

2.Обширная, многообразная.

3.Звучит, отражается, существует.

4.Родина - наша большая страна.

5.Россия.

4 класс. «Святогор». Былина.

Автор: Шапин Егор.

1.Святогор.

2. Сильный, могучий.

3.Выезжал, сражался, побеждал.

4.Мужественно биться – победы добиться!

5.Богатырь.

Карточка-помощница.

Пословицы о Родине и её защитниках.

1.Где смелость – там победа.

2.Русский боец – всем образец.

3. Мужественно биться – победы добиться!

4.Один в поле не воин.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно почтенность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

   Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения —  сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Синквейн: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу,учит формировать идею (ключевую фразу),  позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

      Особой популярностью в классе на уроках  пользуется приём «кластер»Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер может быть использован на разных стадиях урока: актуализация знаний,  работа над новым материалом,  рефлексия.

Виды работы с кластером:

- составить кластер – опору (первичное составление);

- восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);

- вставить в кластер недостающие элементы. 

 Технология РЧКМП обеспечивает активную  учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...

Испльзование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Развитие современной школы осуществляется посредством инноваций. Более подробно мне хочется остановиться на технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Технолог...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...