Педагогический совет на тему: "Интерактивные формы обучения"
методическая разработка
Каждый ребёнок от рождения наделён, только ему одному свойственным, потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в его собственной деятельности.
Современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, т.к. потенциал ребёнка раскрывается не в полной мере. С чем же это связано? Может быть с тем, что традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого школьника в учебный процесс, поскольку ребёнок является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия: учитель сам планирует, организует процесс учения, вносит изменения в деятельности ученика. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический Совет на тему «Интерактивные формы и методы обучения»
(Слайд 1-2)
Если солнце не светит, значит просто не время.
Может ночь на дворе...Может туча закрыла...
Может просто мы сами его избегаем,
Если светит оно - в тень скорей убегаем.
Нет у Солнца-светила свободы свеченья,
Есть особый закон своего назначенья...
Загляните в себя, там есть солнышко тоже.
(На светило большое оно не похоже:) )
Очень важно понять - им легко управлять!
Улыбнись - и оно заживет, засияет...
Полюби - и оно зазвенит, заиграет...
И давно мне уже стало очень понятно,
Что друг другу светить - это очень приятно.
Вот с этих, может быть, немного лирических слов я хотела бы начать своё выступление на сегодняшнем педсовете. Ведь вся наша работа в школе зависит только от них, наших учеников, и от того, с каким настроением мы с вами начинаем каждый свой день, каждый свой урок зависит очень многое…….
Каждый ребёнок от рождения наделён, только ему одному свойственным, потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в его собственной деятельности.
Современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, т.к. потенциал ребёнка раскрывается не в полной мере. С чем же это связано? Может быть с тем, что традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого школьника в учебный процесс, поскольку ребёнок является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия: учитель сам планирует, организует процесс учения, вносит изменения в деятельности ученика. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества.
Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков, что особенно актуально в связи с переходом на новые ФГОСы начального, а в скором будущем и среднего, и старшего звеньев всего ОУ.
(слайд 3)
В этом учебном году мне «посчастливилось» набрать первоклассников. Почему «посчастливилось»? Да потому, что именно они- наши теперешние первоклашки должны в пока ещё далёком 2022 году покинуть стены школы совсем иными личностями. А именно теми, кто будет без проблем адаптироваться в реальной жизни с тем набором знаний, который он приобретёт за все годы учёбы.
И, наверное, именно поэтому я решила, что с этими детьми всё будет по- другому. А именно, решила попробовать элементы технологии развития критического мышления на уроках обучения грамоте.
Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».
Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
(слайд 4)
И цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Начав применять элементы этой технологии в педагогической деятельности, посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций я стараюсь развивать познавательные способности и процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Но моделировать урок в этой технологии не просто (особенно в 1 классе, в начальной школе). Поэтому я пока ограничилась только её элементами.
Познакомлю вас с некоторыми из них:
(слайд 5-6)
1. Кластеры – графические синтезаторы.
Они показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. При их составлении используются приёмы аналитической и синтетической работы над звуковым и буквенным составом слов, что способствует развитию у детей фонематического слуха.
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.
Пошаговое описание метода
- В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово или букву.
- Далее предлагаю обучающимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
- По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
- Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.
(слайд 7-8)
Советы преподавателю
- Записывайте все идеи обучающихся Не судите о качестве идей (не комментируйте)
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
(слайд 9)
Синквейны.
Эти упражнения позволяют развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, конкретизация, обобщения, развивают творческие способности, способствуют формированию у детей произвольного отношения к родной речи, упражняют в подборе слов по вопросам, преобразовании слов.
Пример: изучаем стихотворение «Зима» и составляем синквейн.
Вопросы на доске - дети называют ответы, либо печатают (хорошо интегрировать с ИЗО).
| СНЕЖИНКИ |
2.Описание снежинок (какие они?) | БЕЛЫЕ ПУШИСТЫЕ |
3. Действия, которые они совершают (что делают) | ЛЕТАЮТ ЛОЖАТСЯ КРУЖАТСЯ |
4. Составьте предложение о снежинках | ЗАКРУЖИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПУШИСТЫЕ СНЕЖИНКИ, |
5. Загадка и рисунок, стихотворение (2-3 строчки) и т.п. Задания творческого характера. Ассоциация с этим словом. | МАЛЕНЬКИЕ, ПУШИСТЫЕ, СРАЗУ ТАЮТ ВАТА, ОДЕЯЛО. |
(слайд 10)
Работа с иллюстрацией на тему «Буква Ё»
| ЁЖ |
| КОЛЮЧИЙ, ЛЕСНОЙ |
| ЛОВИТ, КОЛЕТСЯ, ШИПИТ |
| ЁЖ- ЭТО ЛЕСНОЙ ЗВЕРЁК. |
Назови слово, с которым у тебя ассоциируется ёжик | КЛУБОК, ПОХОЖ НА КАКТУС. КОЛЮЧКИ, КАКТУС. |
(слайд 11)
- Приём «Верите ли вы, что…»
Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет).
- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
- Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
- Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
- Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? и т.д.
(слайд 11-12)
В первом классе я пока использовала только эти элементы, но существуют ещё, не менее интересные. Обобщая всё вышесказанное, я думаю, что эта технология заинтересовала многих и многие поняли, что она отвечает требованиям новых федеральных образовательных стандартов и является одной из приоритетных, т.к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс.
( Слайд 13)
Закончить своё небольшое выступление хотелось бы опять же крылатыми словами:
Лучше не переставать учиться, чем, не переставая, учить.
А сейчас я предлагаю Вам переместиться в то время, когда Вы сами были первоклассниками и небольшими группами попытаться выполнить те задания, которые осваивают мои теперешние первоклашки….
Группам раздаются заранее приготовленные задания:
Рефлексия после выполнения всех заданий.
Буклет в подарок всем участникам педсовета.
(слайд 14)
Литература.
- Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С. Обучаем грамоте по «Азбуке», Пособие для учителя. Изд. «Ассоциация XXI в», 2005г.
- Дейс С. В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм. Нач. шк. № 12, 2007г
- Ласкожевская Е. В. Технология развития критического мышления младших школьников. Нач. шк. № 6, 2007г.
- Никитина В. П. саморазвитие и самореализация младших школьников. Нач.шк. № 5, 2007г.
- Горецкий В. Г., и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
- Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий
Предварительный просмотр:
Задание для 4 группы:
Представьте, что Вы ученики 1 класса. Сегодня у вас новая тема « Буквы Р, р. Звуки [р], [р'].»
Составьте кластер на эту тему.
Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок, белые реснички.
РОМАШКИ
В сенокос - горька,
а в мороз - сладка.
Что за ягода?
РЯБИНА
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную ...
РАКЕТУ
Придумайте своё окончание чистоговорки:
Ра-ра-ра – начинается…….
Ры-ры-ры – у наших мальчиков………
Ро-ро-ро – у нас новое………
Ри-ри-ри – сидят на ветках……..
Ру-ру-ру – продолжаем мы….. ……
Ёр-ёр-ёр – мы расстелем вам……….
Скороговорки на букву р:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Задание для 3 группы:
Представьте, что Вы ученики 1 класса. Сегодня у вас урок обучения грамоте. Учитель даёт вам задание прочитать заданный текст:
ЗА ГРИБАМИ.
Боря, Юра и Таня ходили в лес за грибами. Дети набрали полные корзинки грибов. Вышли на полянку и сели отдохнуть.
Но вот надвинулись тучи. Блеснула молния, загремел гром. Ребята схватили корзинки и побежали домой. Надо успеть до дождя!
После чтения ответьте на вопросы в группе:
- Зачем дети пошли в лес? Много ли грибов они набрали? Почему дети убежали из леса?
- Посмотри на рисунки. По порядку ли они нарисованы? Почему ты так думаешь?
- Прочитай и найди в тексте «За грибами» предложения к каждой картинке. Возьми карандаш и обозначь номера в клеточках.
- Внимательно перечитай ещё раз текст «За грибами». Теперь закрой его листом бумаги. Читай текст с «дырками», называя пропущенные слова.
ТЕКСТ С ДЫРКАМИ.
Боря, и Таня ходили в за грибами. Дети набрали
полные грибов. Вышли на и сели отдохнуть.
Но вот надвинулись . Блеснула , загремел .
Ребята корзинки и побежали . Надо успеть до дождя!
Задание для 2 группы:
Представьте, что Вы ученики 1 класса. Сегодня у вас урок обучения грамоте.
В «Азбуке» на странице 44 прочитайте стихотворение Я. Акима «Первый снег».
Составьте синквейн на тему «снег»
Задание для 1 группы:
Представьте, что Вы ученики 1 класса. Вам предлагается прочитать текст «Старик и сова» и
ответить на предложенные вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если солнце не светит, значит просто не время. Может ночь на дворе...Может туча закрыла... Может просто мы сами его избегаем, Если светит оно - в тень скорей убегаем. Нет у Солнца-светила свободы свеченья, Есть особый закон своего назначенья... Загляните в себя, там есть солнышко тоже. (На светило большое оно не похоже:) ) Очень важно понять - им легко управлять! Улыбнись - и оно заживет, засияет... Полюби - и оно зазвенит, заиграет... И давно мне уже стало очень понятно, Что друг другу светить - это очень приятно.
Технология «Развитие критического мышления» Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Элементы технологии критического мышления Логические цепочки Чтение с остановками Синквейны Кластеры Верите ли вы, что…
Кластеры (графические синтезаторы) Н н эн окно Чисто- говорка нос вагон Различные позиции букв звук
А вот это нами составленный кластер……….
А а Скороговорка Позиция букв звук звук Пословица
Синквейны Осадки, которые выпадают зимой. СНЕЖИНКИ 2.Описание снежинок (какие они?) БЕЛЫЕ ПУШИСТЫЕ 3. Действия, которые они совершают (что делают?) ЛЕТАЮТ ЛОЖАТСЯ КРУЖАТСЯ 4. Составьте предложение о снежинках ЗАКРУЖИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПУШИСТЫЕ СНЕЖИНКИ, 5. Загадка и рисунок, стихотворение (2-3 строчки) и т.п. Задания творческого характера. Ассоциация с этим словом. МАЛЕНЬКИЕ, ПУШИСТАЯ, СРАЗУ ТАЮТ ВАТА, ОДЕЯЛО.
Синквейны Кто изображён на картинке? ЁЖ 2 . Какой он? КОЛЮЧИЙ, ЛЕСНОЙ 3. Что он делает? ЛОВИТ, КОЛЕТСЯ, ШИПИТ 4. К какой группе он относится? ЁЖ- ЭТО ЛЕСНОЙ ЗВЕРЁК, 5. Задания творческого характера. C кем ассоциируется у вас этот зверёк? КЛУБОК, ПОХОЖ НА КАКТУС. КОЛЮЧКИ, КАКТУС
Приём «Верите ли вы, что…» Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных? Верите ли вы, что ёжик утепляет норку мхом? Верите ли вы, что буква П следует за буквой О? Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? Верите ли Вы, что лось любит соль? и т.д.
Элементы технологии критического мышления Логические цепочки Чтение с остановками Синквейны Кластеры Верите ли вы, что…
ВОТ КАКИЕ МЫ!!!
Желаю успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...
Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»
Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»...
Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"
Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"....
Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе.
Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе....
Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»
Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, ин...
Выступление на педагогическом совете по теме:Формы обучения педагогов.
На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы...
Выступление на педагогическом совете по теме: Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации
Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации. в современном мире перед педагогом возникает масса проблем:Проблема мотивации активности обучаемых.Ориентация образова...