Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
статья на тему
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС"
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержанием методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка. Это не только подготовка к новому, но и , что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_preemstvennosti_obucheniya_v_nachalnoy_shkole_po_novym_fgos.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Желтояровская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на педагогическом совете
по теме:
«Проблема преемственности обучения начальной школе по новым ФГОС»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Гладунцова Т.И.
2016 год
Проблема преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС.
Что такое преемственность?
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое сменяет старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержанием методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка. Это не только подготовка к новому, но и , что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
В.А.Сухомлинский книга «Разговор с молодым директором школы». «… главная задача начальных классов – это научить ребёнка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом всё труднее и труднее овладевать знаниями, без которого становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и не смело даём в руки ребёнку инструмент, без совершенного овладения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом учителя в средних классах требуют, чтобы инструмент этот в руках ребёнка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интерисуется в каком состоянии это инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребёнка сломался и только поэтому ребёнок не может дальше учиться».
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условием её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам. Так называемые точки соприкосновения в решении проблем, которые представлены кА направления, т.е. структура программы опирается на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого – педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встаёт вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период?
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества , должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки, а тем умеет ли ребёнок читать, считать и т. д. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребёнк и др. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребёнком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развивать у них интерес к школе, желание учиться. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по голове. Но вот дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем.Поэтому адаптация ученика к школе более затяжная
Основные задачи сотрудничество ДОУ и школы.: установление единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом , семьёй и школой. Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать программу сотрудничества. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения , родителей воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегрированных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компитенций, необходимых для обучения в школе.
Следует отметить , что проблема преемственности начального и основного уровня была актуальной всегда. Процесс перехода ребёнка с одного уровня образования на другой всегда был связан с рядом сложностей. Со следующими проблемными вопросами и затруднениями.
- Психологическими особенностями возраста;
-увеличением учебной нагрузки;
-изменение режима дня;
- изменение стиля общения учителей с детьми.
Обеспечение единство подходов к построению учебной деятельности. Достигнуто при соблюдении следующих условий:
- наличие логических связей в программно- методических документах;
- соблюдение преемственности содержания используемых УМК;
- соблюдение технологической преемственности.
Самая большая трудность всё-таки заключается в обеспечении технологий преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Решению этой задачи может помочь традиция тесного сотрудничества учителей. На совместных заседаниях педагогических советах обсуждать вопросы технологической и содержательной преемственности особенности будущих пятиклассников, формы и методы работы с детьми.
В организации внеурочной деятельности также требуется творчество педагогов, их тесное взаимодействие наработками. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Интегрированные уроки в начальной школе".
Всё про интеграцию в начальной школе....
Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"
Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...
Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"
Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...
Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)
Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...
Выступление на педагогическом совете "Приёмы создания проблемных ситуаций в начальной школе"
Мастер-класс. Выступление на педагогическом совете....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья шк...