Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта
статья
Школьное образование выполняет своё назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить и прилагать усилия, чтобы достичь желаемых результатов. Людям приходится принимать множество решений относительно того, как строить свою жизнь, как поступить в той или иной ситуации, какие действия следует предпринять и т.п. Чтобы быть эффективным субъектом своей жизнедеятельности, человеку нужно иметь хорошую картину действительности и обладать развитой способностью ориентироваться в этой действительности. В данной статье рассматривается эта способность, которую называют практическим интеллектом и которая развивается у младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanyuta_g.v._statya_3.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта
Иванюта Г.В.
Учебная исследовательская, проектная деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся.
В современных школьных программах детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
- по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные, долговременные;
- по теме: предметные, свободные;
В ходе выполнения проектов у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, математические, технологические.
Учителя, работающие в школе долгие годы, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель — создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.
В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, выполняют несложные задания по наблюдению за погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
В моём классе многие проектные работы носят коллективный характер (например, мы собирали материал о зимующих у нас птицах), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору. Он сам должен быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как это любит сам учитель.
Таким образом, исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Какова же возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей могут быть следующие:
• помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
• записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. При разработке плана и структуры выполнения проекта родители помогают спланировать работу с учетом занятости ребенка. Потребуется также помощь в корректировке плана действий, определения сроков их выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка. В этом случае возможные действия родителей таковы:
• разбить объем работы на небольшие части;
• определить срок выполнения каждой.
Затем автор проекта составляет программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учетом личной занятости ребенка и создать условия для выполнения этого плана. На этапе оценки ресурсной обеспеченности проекта родители могут помочь с ответом на вопросы:
1) какие ресурсы потребуются для выполнения запланированных действий и в каком объёме;
2) откуда, из каких источников поступят эти ресурсы;
3) соответствуют ли возможные сроки поступления каждого вида ресурсов срокам выполнения действий, в которых эти ресурсы используются?
Очень важна помощь родителей на этапе изучения необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые содействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, списке источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы может понадобиться вмешательство взрослых, если замечены случаи неудачного распределения обязанностей. Дети часто нуждаются в раскрытии функций и содержания той или эй обязанности.
На этапе подготовки отчёта по результатам выполнения проекта и его публичной презентации родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, отрепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. Целесообразно присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Проект завершается оценкой его результатов и процесса. Ребёнку необходимо дать советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при участии в следующем проекте, обсудить с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей.
Педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности заключается в следующем:
- открывает возможности формирования жизненного опыта ребёнка;
- стимулирует творчество и познавательную самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении;
- выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир;
- реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
Таким образом, включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как способ развития их практического интеллекта, развития способности решать практические задачи своей жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ формирования учебных и социальных компетенций
самоанализ на 1 квалификационную категорию...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта.
Школьное образование выполняет своё назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить и прилагать усилия,...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...
Творческая продуктивная деятельность младшего школьника как способ индивидуализации обучения
Статья "Творческая продуктивная деятельность младшего школьника как способ индивидуализации обучения"...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....