Творческая продуктивная деятельность младшего школьника как способ индивидуализации обучения
статья

Статья "Творческая продуктивная деятельность младшего школьника как способ индивидуализации обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_produktivnaya_deyatelnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая продуктивная деятельность младшего школьника как способ индивидуализации обучения

        

В ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования очень часто возникает разговор о том, что в образовательном процессе необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Стремясь подчеркнуть достоинства педегога, мы утверждаем, что у учителя на уроке соблюдается принцип индивидуального подхода. Превратив этот термин в штамп, практически не задумываемся над тем, что стоит за этой фразой.

Мне не раз приходилось задавать учителям вопрос: "Что значит индивидуальный подход к детям?" Как правило, ответы примерно такие: "Это подготовка индивидуальных дифференцированных заданий для учеников, обладающих разными способностями"; "Это использование различных поощрений и порицаний для разных детей"; "Это повышенное внимание и дополнительные занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении"; "Это работа с родителями слабо успевающих детей и консультативная помощь им"; и, наконец, "Это необходимость работы психолога, который поможет квалифицированно решить проблемы ребенка и подскажет, что делать учителю".

У всех этих ответов есть нечто общее - представление о том, что индивидуальный подход необходим для того, чтобы всех детей привести к некоторой норме: норме успеваемости, норме скорости чтения, письма, норме поведения, норме мышления, наконец.

Оправдение такому индивидуальному подходу таково: "Если я этому ребенку разрешу (прощу, не замечу, не накажу, не поставлю двойку и т.д.), что я с другими детьми буду делать? Или еще проще: "Для меня все дети равны!".

Что стоит за этими словами? Учителю, конечно, удобнее работать с детьми, похожими друг на друга. Работать с разными мы, зачастую, просто не умеем. И нигде учителей этому не учат - ни в педучилищах, ни в институтах.

К сожалению, педагогика развития индивидуальности ребенка как особая отрасль знания очень и очень слаба. Долгое время и официальная, и общепринятая точка зрения выражалась в позиции: "незаменимых людей нет". Центр тяжести был смещен с педагогики индивидуального развития на педагогику коллектива.

Наконец, еще одна причина слабости педагогики развития индивидуальности - это чрезмерно активное, нетерпимое отношение к личности "другого". Учитель в отношении к ребенку выступает как официальный носить некоторых окончательных истин, которому по должности дано право исправлять личность ребенка, приводить ее в соответствие с некоторым каноном. В этих условиях понятия нормы, стандарта становятся важнее интересов личности, приоритет отдается не развитию исключительности, неповторимости ребенка, а его деиндивидуализации.

Индивидуальность - это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Развитие индивидуальных черт личности имеет ярко выраженную возрастную специфику. Детское общество существенно отличается от взрослого по своей субкультуре и жизненным задачам, смыслам. Одним из основных смыслов детства является становление, поиск "самости" при выборе своего социокультурного образца. Созидая самих себя, дети тем самым в процессе детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества. Поэтому одной из важнейших задач школы является, на мой взгляд, защита детского общества от навязывания идеологических нормативов и понятий, имеющих временный, преходящий характер. Только давая возможность детям свободно развиваться в условиях своей самобытной субкультуры, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания [1].

При этом, как мне кажется, необходимо изменить саму форму организации образования младших школьников. Я полагаю, что обучение детей должно строиться в форме творчески продуктивной деятельности. Для младшего школьника результат (продукт) деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребенок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать, что у него получается. Здесь очень важно организовать дело так, чтобы ребенок имел возможность попробовать себя в различных видах продуктивной деятельности. Младшему школьнику необходимо переживать состояние успеха, удоветворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. В школе должно стать правилом, что продукты детской деятельности имеют безусловную ценность.

Следующим правилом школьной жизни должна стать организация таких форм общения и деятельности детей и взрослых, в которых школьник не отчуждается от самого себя и в процессе своей деятельности. В частности, это означает, знания и навыки, которые необходимо осваивать как инструментарий любой деятельности, должны занимать в структуре детской деятельности соответствующее им место. Продуктивной творческая деятельность будет в том случае, если внутри нее возникает необходимость освоения соответствующих знаний, умений, навыков. Например, если ребенку хочется сочинить для классной газеты забавную историю, для этого емукак минимум необходимо уметь грамотно писать. Внимание учителя должно быть направлено на организацию соответствующей возрасту деятельности и общения, а не на собственно процесс усвоения. Потребность в освоении необходимых знаний, умений должна возникать у ребенка внутри деятельности, значимой для него, а не навязываться путем принуждения.

Исследования показывают, что у младших школьников наблюдаются достаточно выраженные различия в предпосылках способностей, например, таких, как соотношение художественного и мыслительного типов деятельности [2].

Дети художественного типа, как правило, с удовольствием занимаются лепкой, рисованием, аппликацией, у них нередко проявляются способности к математике, они имеют развитое воображение, любят эспериментировать. Таких людей отличает выраженная эмоциональность, импульсивность, хорошая непроизвольная память.

У детей мыслительного типа чаще наблюдаются языковые способности. Эти дети испытывают удовольствие от изучения правил, поиска способов их применения. Для таких детей характерен довольно высокий для этого возраста уровень саморегуляции, они отдают предпочтение упорядоченным, регулируемым формам деятельности, поэтому более успешной является у них и произвольная память. Детей художественного и мыслительного типов отличают различия в средствах и способах саморегуляции и познания мира. Знаковые системы, на которые опираются дети мыслительного типа, носят скорее словесный характер. В основе знаковых систем, которыми пользуются дети художественного типа, лежит образ.

Принятый в школах способ обучения ориентирован в основном на произвольное запоминание, нормативные формы деятельности и общения, вербальное мышление и, таким образом, адаптирован преимущественно для детей мыслительного типа. Дети художественного типа в таких условиях нередко чувствуют себя дискомфортно, с трудом находят возможности самореализации и, как следствие, чаще оказываются в числе неуспевающих и "трудных". Организация образования младших школьников в формах продуктивной творческой деятельности дает возможность детям не только опробовать, найти себя в разных видах деятельности, но также развернуть и освоить собственные способы и средства осуществления деятельности. Задача учителя состоит, в основном, в том, чтобы поддержать усилия детей в поиске себя.

Индивидуальные различия младших школьников ярко проявляются в особенностях темперамента. Свойства нервной системы и темперамента чрезвычайно устойчивы, их нельзя переделать. Действия педагога должны помочь роебенку найти способы компенсации нежелательных проявлений темперамента, опоры на позитивные для данной деятельности свойства личности [2]. Например, высокий уровень мотивации, наличие интереса помогают медлительным детям увеличить темп деятельности. Снимает напряжение у ребенка предоставление ему права работать на уроке в собственном темпе. Благожелательная позиция учителя по отношению к детям, склонным к растормаживанию, понимание особой чувствительности таких детей ко всему, что ущемляет их чувство собственного достоинства, дает возможность детям сохранять равновесие, развивать в себе сдержанность, ответное благожелательное отношение к окружающим.

В целом важно помнить, что одним из условий нормального развития детей младшего школьного возраста является благожелательное, теплое общение со взрослым. Свет этого общения помогает ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980. - 335 с.

2. Гринева А.В. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. - 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта.

Школьное  образование выполняет своё назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить и прилагать усилия,...

Продуктивная деятельность младших школьников

Статья о продуктивной творческой деятельности детей младшего школьного возраста....

Статья ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В психолого-педагогических исследованиях теоретически обоснованы деятельная, познавательная, духовная и социальная составляющие творческой активности ребенка, которая является системообразующим ф...

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников – важный способ индивидуализации.

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников - важный способ индивидуализации....

"Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации".

   В соответствии с ФГОС НОО осуществляется:• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.• усвоение универсальных учебных действий: личностных, м...

Презентация "Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации".

   В соответствии с ФГОС НОО осуществляется:• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.• усвоение универсальных учебных действий: личностных, м...