ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
статья на тему
В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inko.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Е.И. Яскевич
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
В современных условиях внедрения ФГОС перед школой стоит ряд задач. Теперь в начальной школе для ребёнка важно уметь не только читать, считать и писать. Он должен овладеть универсальными учебными действиями, составляющими основу умения учиться.
Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе организую проектно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности: на занятиях кружков и во внеклассной работе. Именно в такой деятельности развиваются такие виды одарённости обучающихся, как интеллектуальная, социальная, художественная, творческая, духовная, практическая.
На занятиях кружка «Земля – наш дом» дети знакомятся с живой природой. Перед тем, как отправиться на экскурсию, составляем план, в котором отмечаем объект наблюдения, условия, признаки объекта. Итогом экскурсий становятся мини-проекты, оформленные в виде памяток, буклетов, листовок. Изучение происходит через ролевые и дидактические игры, через выполнение творческих заданий и изготовление поделок из природных материалов, через экскурсии и прогулки, создание экознаков, театрализованных представлений и проведений экологических акций. Итоговым проектом стало проведение экологической акции «Ёлочка». Дети рисовали рисунки на тему «Берегите хвойные леса», составляли памятки по защите хвойных лесов, расклеивали листовки. Экологическим проектом является создание серии буклетов о домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Проект «Рябина на Тарских улочках» включал в себя несколько мини-проектов культурологической, краеведческой и экологической направленности. Данный проект выполнял весь класс. Он состоял из нескольких этапов: сбор информации, опрос жителей Тары, интервью Тарских поэтов и художников, создание книги творческих работ «Рябины красной кисть», издание сборника «Огни рябины», который мы подарили в библиотеку им. А.С.Пушкина. Последним этапом работы стала высадка детьми саженцев рябин на территории гимназии.
Проект «История Тарских храмов» заключается в изучении истории существующих ранее в Таре храмов, их устройства, храмовых икон. Итогом проекта стал выпуск мини-книги.
Технологию проектной и исследовательской деятельности особенно активно применяю на внеклассных занятиях по программе «Я – исследователь». Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты, как в рамках одного предмета или темы, так и межпредметные проекты. По продолжительности проекты подразделяются на мини-проекты, которые создаются в течение одного занятия, краткосрочные (5-6 уроков), среднесрочные (в течение месяца) и долгосрочные (в течение года и более).
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству), а также заинтересованность и помощь родителей (создание благоприятствующей обстановки дома, подбор литературы, обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, поддержка). И, конечно, сам педагог должен быть исследователем, уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся.
Темы исследования ребята выбирали, исходя из собственных интересов: «Чем я хочу заниматься? Что мне интересно?». С помощью педагога и родителей формулировали цель исследования, выдвигали гипотезу. Затем дети ищут сведения по выбранной проблеме. На этом этапе важно научить школьников выбирать нужную информацию, пользоваться книгами и справочными материалами.
Набрав материал, приступаем к проведению опытов и экспериментов. Это самый увлекательный этап исследования. На этом этапе мои ученики брали пробы снега в лесу и на обочине дорог, обращались в лабораторию для химического анализа взятых проб, проращивали растения, поливая их талой водой, выращивали кристаллы в домашних условиях, создавали эксклюзивные вещи из бумаги собственного производства, собирали коллекции, наблюдали за поведением морских свинок, брали интервью у жителей Тары, проводили опросы, фотографировали.
Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе помогаю ребёнку ответить на вопросы: достиг ли он цели, подтвердилась ли гипотеза, какие данные получены?
Защита исследования предполагает владение учеником средствами устной речи, умение контролировать свои эмоции, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией. Все дети моего класса учатся задавать вопросы и отвечать на них в процессе выступления.
Мы с учениками в течение шести лет занимаемся исследованиями по различным актуальным проблемам: «Снег полезный или вредный?» (2011 год, Богданова Софья), «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях» (2012 год, Яскевич Оксана), «Изготовление цветной бумаги в домашних условиях» (2013 год, Лисовская Екатерина), «Носитель королевской мантии – символ города Тары» (2014 год, Лисовская Екатерина), «Классная газета – летопись школьной жизни» (2015 год, Смирнов Виталий), «Рябина в жизни и творчестве жителей города Тара» (2014 - 2015 год, Бобров Владимир, Васильева Алина, Мезенина Алиса, Смирнов Виталий), «Питание морской свинки Флоры» (2016 год, Чугаева Ярослава). Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами муниципальных и региональных НПК.
Проектом является выпуск газеты «Класс», которая выходит раз в три месяца. В ней мы подводим итог нашей совместной деятельности, классных и внеклассных дел. Дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, а наша родительница Смирнова Н.В. редактирует и издаёт её.
Особенностью моей методической системы является возможность осуществления взаимодействия учителя, ученика и родителей. Это способствует укреплению внутрисемейных отношений, развитию творческого потенциала и духовно-нравственных качеств всех участников проектно-исследовательской деятельности.
При организации проектно-исследовательской деятельности, важным условием является взаимодействие учителя, ученика и родителя, которое строится следующим образом:
Учитель | Ученик | Родитель |
С помощью наблюдения и заданий изучает интересы и способности школьника, оценивает возможности участия родителя. | Проявляет свои способности, интерес в той или иной деятельности. | Даёт информацию о способностях и интересах ребёнка. |
Помогает ученику сформулировать тему проекта. | Ученик выбирает тему проекта. | Помогает выбрать тему проекта. |
Помогает определить цель деятельности | Определяет цель деятельности. | Знакомится с целью. |
Помогает спланировать деятельность | Ученик совместно со взрослыми планирует последовательность выполнения проекта. | Помогает спланировать деятельность |
Рекомендует источники получения информации | Открывает новые знания | Помогает в поиске источников получения информации и в выборе и систематизации информации |
Раскрывает возможные формы работы | Проводит эксперименты | Помогает в проведении экспериментов и фиксировании данных. |
Помогает спрогнозировать результаты. | Выбирает пути решения, прогнозирует результаты | Выбирает пути решения, прогнозирует результаты |
Отслеживает ход работы над проектом. | Работает над проектом | Помогает работать над проектом |
Помогает обобщить данные. | Обобщает данные | Помогает обобщить данные. |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки | Осуществляет действия контроля, оценки и коррекции | Помогает осуществить действия контроля, оценки и коррекции, подготовить проект к защите |
Подготовка ученика к защите проекта | Защита проекта | Подготовка ученика к защите проекта |
С целью стимулирования школьников важна оценка их работы. Лучше всего учеников, работавших над проектом, отмечать дипломами, памятными подарками. Важно, чтобы был отмечен каждый участник проекта.
Хочется сказать также о семейных проектах, имеющих духовно-нравственную направленность. Примеры таких проектов: «Почему я дорожу своим именем?», «Моя родословная», «Семейные увлечения», «За что люди уважают мою семью», «Участники ВОВ в моей семье», «О предках, которыми гордится мой род», «Семейные реликвии». Дети с гордостью рассказывают о своих семьях, показывая семейные фотографии. Такие проекты помогают в укреплении семейных отношений, что особенно актуально в ситуации дефицита общения в семье.
Результатом участия школьников в проектно-исследовательской деятельности служит возрастающий интерес детей и родителей к творческому исследованию, самостоятельный поиск темы и проблемы исследования, формулирование проблемных вопросов, умение работать с источниками информации, ставить цель, составлять план, делать выводы, анализировать, обобщать. Проектно-исследовательская деятельность служит средством формирования и коммуникативных УУД: умение работать в группе, сотрудничать, быть лидером или исполнителем, выступать и отвечать на вопросы, слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявлять одарённых школьников, развивать их способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».
Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Исследовательский метод обучения может и должен применяться в начальной школе, так как он активизирует познавательную деятельность учащихся и повышает качество обучения. Исследовательская работа, как ...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»
В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике....
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»
Доклад на ШМО...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»
Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра тра...