"Работа с несплошным текстом в начальной школе"
статья
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Именно умение работать с информацией, с текстом открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. Из всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами.
В данной статье рассматриваются основные виды несплошных текстов, предлагаются разнообразные формы и методы работы с текстами «нового вида». Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_nesploshnymi_tekstami_kak_sposob_form._chg_.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с несплошным текстом в начальной школе
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. Из всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
- практическое отличие текста от набора предложений;
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- сооставление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков;
- подбор антонимов и синонимов к словам;
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Тексты делятся на сплошные и несплошные.
Сплошной текст – это такой вид текста, который не прерывается включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, заголовками, иллюстрациями.
К сплошным текстам относят тексты разных типов и жанров, которые учащиеся встречают в повседневной жизни и читают в школе:
- описание, например, описание человека, места, события и т.д.; стихотворение и др.;
- повествование: рассказы, стихотворения, повести, поэмы, письмо, статья в газете, глава в книге; параграф учебника, инструкция, краткое содержание спектакля; пост блога, материалы различных сайтов и т.д.;
- рассуждение: сочинение-размышление, написание комментарий, аргументация собственного мнения, эссе.
В то же время сегодня читатель всё чаще сталкивается с так называемыми несплошными текстами. Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.
К несплошным текстам относят:
- графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты;
- различные планы (помещения, местности, сооружения);
- входные билеты, расписание движения поездов и автобусов, карты сайтов, рекламные постеры, меню, афиши, объявления, буклеты и др.
Данная классификация текстов разработана авторами тестовых заданий для международного исследования PISA.
Ряд заданий ВПР в 4 классах составлены на основе несплошных текстов и они вызывают затруднения у обучающихся.
Методика работы со сплошными текстами отработана и успешно применяется.
Алгоритм работы с несплошными текстами:
- Как называется текст?
- В какой форме представлен текст?
- Какая информация представлена в тексте?
- В каких единицах измеряются данные?
- Какую закономерность данных вы наблюдаете?
- Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.
- Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?
- Какое практическое значение имеют эти данные?
Среди базовых умений работы можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (то есть восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:
- различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;
- Выберите из предложенных текстов таблицу.
- читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
- переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
- менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
- самостоятельно создавать несплошные тексты;
- использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
В соответствии с этими умениями предлагается типология упражнений (заданий), направленных на их развитие:
- Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:
- Задания с выбором ответа (требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)
- Задания с кратким ответом (требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте)
- Задания с развернутым ответом (надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.
- Умение воспринимать несплошной текст, извлекать из него информацию, данную в явном и неявном виде.
3. Умение переводить информацию в другие текстовые формы.
У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?
- Составить задачи по данным несплошного текста
4. Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.
5. Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст:
- Прочитай текст. Заполни таблицу, пользуясь текстом.
Литературное чтение, 2 класс В.Сутеев. «Снежный зайчик»
Имя героя | Что слепили из снега | ||
В первый раз | Во второй раз | В третий раз | |
6. Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи
При систематической работе с несплошными текстами у учащихся формируются устойчивые метапредметные умения, школьники очень быстро делят информацию на смысловые части; выделяют основную мысль каждой части, отмечая трудное, непонятное; устанавливают содержательные связи между частями текста; группируют по смыслу выделенные при анализе мысли, объединяя их в более крупные части; синтезируют информацию в другой логической последовательности, в другом жанре; устанавливают связи нового с изученным ранее; находят в тексте ответы на вопросы; организовывают свою деятельность по выявлению неизвестных слов; обобщают то, что в тексте дано конкретно; конкретизируют то, что изложено обобщенно; доказывают, аргументируют; кратко или развернуто излагают содержание текста.
Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год 2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К.
- Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Клименок В. Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем) [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с несплошным текстом
Задания по афише, формирующие читательскую грамотность...
Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.
Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....
Урок окружающего мира во 2 классе с использованием приемов работы с несплошными текстами
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века" . Тема "домашние животные"...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами"с использованием приемов работы с несплошным текстом.
На уроке используются приемы работы с несплошным текстом, самооценка учащихся, деятельностный подход....
Приём работы с несплошным текстом
Задания к билету. Работа с несплошным текстом .Горбунова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Ермаковская СОШ №2"Тексты делятся на два вида. Сплошные - это т...
Смысловое чтение. Работа с несплошным текстом
Работа с афишами, добывание информации из любого несплошного текста. Развитие творческого воображения. Социализация ребёнка....
Изложение с элементами сочинения (текст-повествование) с опорой на иллюстрации на тему: «Цирк» (работа с несплошным текстом)
Изложение с элементами сочинения (текст-повествование) с опорой на иллюстрации на тему: «Цирк» (работа с несплошным текстом)...