Практика. Формирование методических компетенций 2-3 день.
учебно-методический материал (3 класс)
Познавательные и интересные задания для детей, развивающие функциональную грамотность на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.pptx | 189.81 КБ |
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_matematiki.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики. Задачи: показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно -ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся; способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся; содействовать профессиональному общению; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Логические приемы. Примеры заданий . 1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план( перессказа ) 6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать Таблица 1.
1.Твой друг убегал от собаки и несильно поранил коленку. Твои действия? А) ты наложишь ему жгут? Б) бинтовую повязку? В) обработаешь йодом и наложишь бинтовую повязку?
2.Айдар и Саша купались на озере. Саша сказал, что он сможет пробыть под водой 10 минут. Сможет ли Саша выдержать спор? А) да Б) нет
3.Туристы пошли в поход в лес и заблудились. Был полдень. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
4.Наступила зима. Айнура одела теплую шубу, а земля покрылась снегом? Что общего между шубой и снегом? Объясни.
5. Распредели растения по природным зонам, соединив стрелкой растение и зоны обитания: колосняк луга ирис одуванчик тундра тюльпан кувшинка камыш гусиный лук пустыня клевер маргаритка верблюжья колючка инжир степи василек лютик леса и тугаи мак ковыль горы саксаул берёза водоемы астрагал рябина ива
6.Найди и подчеркни ошибки в экологическом очерке. Утром мы отправились на лыжах в лес. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и грачей. Накануне выпал снег и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это, наверное, следы ежа. Решили отдохнуть под большим дубом. Что-то не видно белок. «А что, вы разве не знаете, что белка зимой спит в дупле?» - сказала Камшат . Солнце уже садилось, и мы двинулись домой. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверно, это волк ловил мышей в стоге сена», - сказал кто-то.
7.Учитель дал задание ученикам, с помощью компаса определить стороны горизонта. Учащиеся с заданием не справились. В чем причина неудачи ребят?
Ниже представлен ряд работ, используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников. Работа над задачей. Решение задач разными способами. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование. Разбивка текста задачи на значимые части. Решение задач с недостающими или лишними данными. Самостоятельное составление задач учениками. Объяснение готового решения задачи. Изменение вопроса задачи .
9. Составление разных выражений к данным задачам 10. Выбор выражений, которые являются решением задачи. 11. Выбор способа записи решения задачи ( выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами) 12. Использование приема сравнения задач и их решений.. 13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного). 14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 15. Закончить решение задачи. 16. Составление аналогичной задачи с измененными данными . 17. Составление и решение обратных задач.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Пожелание Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Предварительный просмотр:
Задание №2
Разработать план выступления на методическом форуме ОУ
Выполнила Придворева Валерия Игоревна.
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.
Цель: ознакомление с педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи:
показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход
1. Организационный этап.
- Когда вы заходили в класс, то каждый из вас избрал карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; желтый – познание истины; синий - душевный подъем. С таким настроением вы сегодня пришли в гости к нам. Но карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединение в группы)
1. Вступление
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование функциональной грамотности учащихся в начальной школе».
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Функциональная грамотность, рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем, тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть, у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 1.
Логические приемы. Примеры заданий
1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить
4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(перессказа)
6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
2. Основная часть мастер-класса
И сегодня я бы хотела более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках естественно – математического цикла, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у детей начальной школы.
Вот некоторые задания: это открытые и закрытые вопросы, вопросы с заданием: объясни, докажи, распредели, найди ошибки.
1.Твой друг убегал от собаки и несильно поранил коленку. Твои действия?
А) ты наложишь ему жгут?
Б) бинтовую повязку?
В) обработаешь йодом и наложишь бинтовую повязку?
2.Айдар и Саша купались на озере. Саша сказал, что он сможет пробыть под водой 10 минут. Сможет ли Саша выдержать спор?
А) да
Б) нет
3.Туристы пошли в поход в лес и заблудились. Был полдень. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
4.Наступила зима. Айнура одела теплую шубу, а земля покрылась снегом? Что общего между шубой и снегом? Объясни.
5. Распредели растения по природным зонам, соединив стрелкой растение и зоны обитания:
колосняк луга ирис
одуванчик тундра тюльпан
кувшинка камыш
гусиный лук пустыня клевер
маргаритка верблюжья колючка
инжир степи василек
лютик леса и тугаи мак
ковыль горы саксаул
берёза водоемы астрагал
рябина ива
6.Найди и подчеркни ошибки в экологическом очерке.
Утром мы отправились на лыжах в лес. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и грачей. Накануне выпал снег и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это, наверное, следы ежа. Решили отдохнуть под большим дубом. Что-то не видно белок. «А что, вы разве не знаете, что белка зимой спит в дупле?» - сказала Камшат. Солнце уже садилось, и мы двинулись домой. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверно, это волк ловил мышей в стоге сена», - сказал кто-то.
7.Учитель дал задание ученикам, с помощью компаса определить стороны горизонта. Учащиеся с заданием не справились. В чем причина неудачи ребят?
Какие у тебя варианты ответов?
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Ниже представлен ряд работ, используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников.
1. Работа над задачей.
Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка. Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
12. Использование приема сравнения задач и их решений..
13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
15. Закончить решение задачи.
16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
17. Составление и решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Проведение практических занятий
Учитель: Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить следующие задания для каждой группы свое.
ЗАДАНИЕ для 1 группы
Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?
Задача. Группа № 1
Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.
В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша (200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)
Задача. Группа № 2
Елена Ивановна, регулярно приобретая обувь своему сыну, сделала свой выбор в пользу торгового бренда «ECCO».
На распродаже весенней коллекции обуви бренда «ECCO» в торговом центре «МART» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 19900 руб. предложена скидка 25%, а сайт lamoda.kz предлагает скидки на всю обувь бренда «ECCO» от 15%-55%. Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки.
(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).
Выслушиваются ответы
Предлагаю Вам самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания.
Задание. Группа № 3
Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов: книга, книжная полка.
(Участники обсуждают, предлагают, высказывать как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)
Выслушиваются ответы
-Действительно, предложенная Вами задача, является компетентностно-ориентированным заданием. Задания, такого характера вызывают у ребят большой интерес, поэтому с большим желанием составляют такие задания. Предлагаю задачные формулировки, которые составили ребята
(задачи, составленные учащимися).
Задача № 1
Мама купила сборник сочинений Ч. Айтматова, состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?
Задача № 2
В связи с переездом на новую квартиру необходимо упаковать книги с книжной полки в коробку. Какого размера нужно взять коробку, чтобы перевезти эти книги?
3. Подведение итогов мастер-класса
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
Проводится анкетирование учащихся.
1. Какие задания тебе интересно делать на уроке?
А) работать с учебником
Б) решать задачи
В) самому придумывать задания или вопрос
г) составлять схемы, графики, таблицы
2. Что для тебя важно при выполнении заданий?
А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью
Б) в задании должны быть представлены критерии оценки
В) консультация учителя
Г) возможность выполнения совместно с одноклассником
Д) не потратить много времени на выполнение заданий
3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках?
да
нет
не знаю
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика. Формирование методических компетенций 2 - 3 день
В данном выступлении рассмотрены условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....
Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день (сообщение-выступление с презентационным материалом)
Сообщение-выступление "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика" с презентационным материалом...
Выступление на тему "Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика". Практика "Формирование методических компетенций 2 – 3 день»
Данный материал предназначен для учителей начальных классов...
Практика. Формирование методических компетенций 2-3 день.
Как формировать орфографическую зоркость? Какие основные этапы в формировании орфографической зоркости? В данной работе, вы не только получите ответы на вопроы, но и сможете пополнить свою методическу...
Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день (сообщение-выступление с презентационным материалом)
Сообщение на МО школы учителя начальных классов на тему "Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика"...
«Практика. Формирование методических компетенций 2 – 3 день»
laquo;Практика. Формирование методических компетенций 2 – 3 день»...
Практика. Формирование методических компетенций. 2-3 день.
Данный материал представляет собой сообщение и презентацию на тему: "Создание интерактивных игр для учащихся в начальной школе"....