Тема: «Знак: форма и содержание.»
методическая разработка (1 класс)
Тема: «Знак: форма и содержание.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 16.54 КБ |
prezentatsiya_master-klass.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знак: форма и содержание.»
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно не все. Почему?
Слайд 1
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Слайд 2
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.
Наша цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.
Слайд 3
Человеческая культура хранится в знаках. Для того чтобы освоить науку и искусство человек сталкивается с необходимостью осваивать знаковый язык. И самые главные знаки: буквы и цифры. Обычно человек осваивает в дошкольном возрасте.
Сейчас я вас попрошу вспомнить, когда вы поступали в школу, знали ли вы буквы? Поднимите правую руку, а если вы знали ещё цифры, поднимите левую руку. Как я и предполагала, что руки поднимут ………..
Когда ребёнок осваивает знаки в дошкольном возрасте, это происходит спонтанно и часто происходит так называемое склеивание обозначаемое и обозначающее т.е. не возможно разделить обозначающее т.е. форму и обозначаемое т.е. содержание. (схема на доске)
Обозначаемое
Обозначающее
Слайд 4
Поэтому тема моего мастер класса: «Знак: форма и содержание.»
Слайд 5
Знаки речи:
Звук
Буква
Слово
Можно ли знаки речи показать по-другому, в непривычном для нас образе. Как вы думаете?
Я предлагаю вместе со мной сделать такие упражнения т.е. как по-другому показать звуки т.к. это делается в Вальдорфской педагогической системе. Есть там такое искусство видимого звука: эвритмия, где звуки показывают движением тела, в основном рук и руки в данном случаи повторяют то движение, которое происходит в гортани при рождении звука.
Итак, я вам предлагаю вместе со мной подвигаться, подышать и позвучать.
Звук [а] , как в слове «да» мы открываем мир. (руки в стороны)
Звук [э], как в слове «нет» мы закрыты. (руки на груди, закрыты)
Звук [о] мы обнимаем весь мир
Звук [у] он вытянутый (руки параллельно).
Слайд 6
Вот такие упражнения мы делали с детьми, когда изучали звуки. Для того, чтобы понять, что звук можно показать по-другому. И это служило, как небольшие физ.минут. на уроках.
Можно ли по-другому показать буквы? Как вы думаете?
Слайд 7
Да, например, как в русской семафорной азбуке, которая используется во флоте. В семафорной азбуке показывают буквы при помощи положения рук с флажками в обеих руках.
Сейчас каждая группа получит цветные листы и слово, которое вам нужно будет выйти и показать, а другие группы, используя расшифровку семафорной азбуки, отгадать.
1гр. …………
2гр…………..
3гр………….
Слайд 8
И ещё одно упражнение – это знак в контексте. Контекст, я здесь использую в широком смысле, как среда, в которой существует объект.
Слайд 9
Очень важно уметь выделять знак из контекста, и мы это делаем при работе с многозначными словами и литературными образами.
Слайд 10
Что может означать вот этот знак? «03»
Когда появляется контекст, сразу становится понятно.
Слайд11
Слайд 12
Работу со знаками, которую я показала, на следующей схеме Борис Даниилович Эльконин, показывает вот такую схему, которую я хочу воспроизвести и у нас на доске.
Обозначаемое
Обозначающее
Слайд 13
Обозначаемое, обозначающее и связи, которые между ними возникают, это и есть значение. Эту схему ввёл в симмиотику, Николай Александрович Берштейн, физиолог.
Вот ту работу, которую я вам показала, она ведёт к обогащению, увеличению этих связей и тем самым, получается, выделять знаковые отношения.
Слайд 14
И в заключении хочу сказать: «Всё в твоих руках»
Приведенные здесь методики – лишь малая часть на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО(активных методов обучения) на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Слайд 15
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.
«Знак: форма и содержание».
Знаки речи: Звук Буква Слово
Знак в контексте Многозначные слова Литературные образы
03
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение «О форме и содержании урока»
МБОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Ермолович Л.Г. Методическое сообщение«О форме и содержании урока»Очень важно для педагога научиться распределять время урока ...
урок. Тема: Этикет - форма для содержания этики 4 класс
урок предназначен на учащихся 4 класса по программе "2100.."...
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...
МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ФОРМЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
Социальные запросы, предъявляемые государством и обществом школе, диктует учителю поиск таких форм обучения, которые помогут в решении новых образовательных задач. Одной из таких значимых проблем явля...
Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.
Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей....
Нестандартная форма проверки содержания сказки
Нестандартная форма проверки содержания сказки А.С. Пушкина«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,кроссвордЦель: проверить знание содержания сказки А.С. Пушкина...
Формы и содержание работы с родителями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рекомендации для родителей...