Тема: «Знак: форма и содержание.»
методическая разработка (1 класс)

Ушкова Юлия Александровна

Тема: «Знак: форма и содержание.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.54 КБ
Файл prezentatsiya_master-klass.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знак: форма и содержание.»

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Работая в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно не все. Почему?

Слайд 1

Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Слайд 2

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только,  когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.

Наша цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроках в начальных классах.

Слайд 3

        Человеческая культура хранится в знаках. Для того чтобы освоить науку и искусство человек сталкивается с необходимостью осваивать знаковый язык. И самые главные знаки: буквы и цифры. Обычно человек осваивает в дошкольном возрасте.

        Сейчас я вас попрошу вспомнить, когда вы поступали в школу, знали ли вы буквы? Поднимите правую руку, а если вы знали ещё цифры, поднимите левую руку. Как я и предполагала, что руки поднимут ………..

        Когда ребёнок осваивает знаки в дошкольном возрасте, это происходит спонтанно и часто происходит так называемое склеивание обозначаемое и обозначающее т.е. не возможно разделить обозначающее т.е. форму и обозначаемое т.е. содержание. (схема на доске)

Обозначаемое

Обозначающее

Слайд 4

Поэтому тема моего мастер класса: «Знак: форма и содержание.»

 Слайд 5

Знаки речи:

                  Звук

                                Буква

                                                 Слово

        Можно ли знаки речи показать по-другому, в непривычном для нас образе. Как вы думаете?

        Я предлагаю вместе со мной сделать такие упражнения т.е. как по-другому показать звуки т.к. это делается в Вальдорфской педагогической системе. Есть там такое искусство видимого звука: эвритмия, где звуки показывают движением тела, в основном рук и руки в данном случаи повторяют то движение, которое происходит в гортани при рождении звука.

         Итак, я вам предлагаю вместе со мной подвигаться, подышать и позвучать.

         Звук [а] , как в слове «да» мы открываем мир. (руки в стороны)

Звук [э], как в слове «нет» мы закрыты. (руки на груди, закрыты)

Звук [о] мы обнимаем весь мир

         Звук [у] он вытянутый (руки параллельно).

Слайд 6

Вот такие упражнения мы делали с детьми, когда изучали звуки. Для того, чтобы понять, что звук можно показать по-другому. И это служило, как небольшие физ.минут. на уроках.

         Можно ли по-другому показать буквы? Как вы думаете?

Слайд 7

Да, например, как в русской семафорной азбуке, которая используется во флоте. В семафорной азбуке показывают буквы при помощи положения рук с флажками в обеих руках.

        Сейчас каждая группа получит цветные листы и слово, которое вам нужно будет выйти и показать, а другие группы, используя расшифровку семафорной азбуки, отгадать.

1гр. …………

2гр…………..

3гр………….

Слайд 8

        И ещё одно упражнение – это знак в контексте. Контекст, я здесь использую в широком смысле, как среда, в которой существует объект.

Слайд 9

Очень важно уметь выделять знак из контекста, и мы это делаем при работе с многозначными словами и литературными образами.

Слайд 10

        Что может означать вот этот знак? «03»

Когда появляется контекст, сразу становится понятно.

Слайд11

Слайд 12

Работу со знаками, которую я показала, на следующей схеме Борис Даниилович Эльконин, показывает вот такую схему, которую я хочу воспроизвести и у нас на доске.

                                                    Обозначаемое

Обозначающее

Слайд 13

        Обозначаемое, обозначающее и связи, которые между ними возникают, это и есть значение. Эту схему ввёл в симмиотику, Николай Александрович Берштейн, физиолог.

 Вот ту работу, которую я вам показала, она ведёт к обогащению, увеличению этих связей и тем самым, получается, выделять знаковые отношения.

Слайд 14

И в заключении хочу сказать: «Всё в твоих руках»

         Приведенные здесь  методики – лишь малая часть  на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО(активных методов обучения) на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Слайд 15

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ». Выполнила:: Хомутова Юлия Александровна учитель начальных классов

Слайд 2

Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.

Слайд 4

«Знак: форма и содержание».

Слайд 5

Знаки речи: Звук Буква Слово

Слайд 9

Знак в контексте Многозначные слова Литературные образы

Слайд 10

03

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «О форме и содержании урока»

МБОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Ермолович Л.Г. Методическое сообщение«О форме и содержании урока»Очень важно для педагога научиться распределять время урока ...

урок. Тема: Этикет - форма для содержания этики 4 класс

урок предназначен на учащихся 4 класса по программе "2100.."...

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...

МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ФОРМЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

Социальные запросы, предъявляемые государством и обществом школе, диктует учителю поиск таких форм обучения, которые помогут в решении новых образовательных задач. Одной из таких значимых проблем явля...

Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.

Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей....

Нестандартная форма проверки содержания сказки

Нестандартная форма проверки содержания сказки А.С. Пушкина«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,кроссвордЦель: проверить знание содержания сказки А.С. Пушкина...