Формы и содержание работы с родителями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
консультация

Фатеева Наталья Анатольевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_seymyoy_obuchayushchegosya_s_uo.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и содержание работы с родителями обучающихся

                       с умственной отсталостью

                 (интеллектуальными нарушениями)

 

Семья – это социальная и духовно-нравственная основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Важнейшими социальными институтами и партнерами, содействующими личности в сохранении морально-нравственного облика, развитию духовности, являются семья и образовательные организации. Эффективность воспитания учащегося зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств обучающихся, особую роль в развитии играют родители как субъекты образовательного процесса.

В связи с этим в образовательном учреждении необходимо создать такие психолого-педагогические условия во взаимодействии педагогов и родителей, которые обеспечат формирование ценностного отношения к семье. При этом семья и школа должны рассматриваться как единое педагогическое пространство в воспитании ребенка. Объединение усилий родителей и педагогов создает благоприятные условия для развития личности ребенка.

Такими условиями, на наш взгляд, являются следующие:

  1. Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношения детей и родителей и т.п.).
  2. Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществлять психолого-педагогического воспитание родителей и оказывать просветительскую деятельность

по повышению компетентности в вопросах воспитания и общения с ребенком, сотрудничество с социально-психологической службой школы, системное проведение родительских собраний, консультаций, бесед).

  1. Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей (проведение совместных мероприятий, поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и школы-интерната, организация взаимного творчества учащихся и родителей).

Основные направления совместной деятельности школы и родителей:

  1. Организация диагностической работы по изучению семьи.
  2. Психологическая поддержка семьи.
  3. Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
  4. Обеспечение участи семьи в разработке индивидуального образовательного маршрута.
  5. Обеспечение единства требований к обучающему в семье и школе.

Форма работы

Содержание

Посещение семьи

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни учащегося. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношениях к родителям, школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения

домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе. Главное условие переписки – доброжелательный тон и радость

общения.

Родительское собрание

Форма анализа, осмысления опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, классные, тематические, общешкольные (или по

параллелям).

Дни открытых дверей (открытых уроков)

Организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной

деятельности в школе.

Индивидуальные тематические консультации

Часто в решении какой-либо сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учащегося. Консультации с родителями полезны как для них самих родителей, так и для учителя. Родители получают реальные представления о развитии личности        ребенка,        усвоении программного материала, учитель же –

необходимые   ему   сведения   для   более

глубокого понимания проблем каждого ученика.        Принципы                успешного консультирования – доверительное отношение,                взаимоуважение,

заинтересованность и компетентность.

Групповое консультирование

Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях                общепедагогические положения        рассматриваются        в конкретном приложении к определенным

частным случаям.

Лекции

Форма        психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам учитель- воспитатель, знающий интересы детей, умеющий                        проводить                анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм                поведения        ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Родительский лекторий

Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного

учреждения к воспитанию детей.

Наглядная педагогическая пропаганда

Позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс. Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на

выставках детского творчества.

Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей являются в большей степени не коллективные формы работы, а групповые и индивидуальные. Например, проведение родительского лектория помогает педагогу и родителям найти точки соприкосновения, познакомить родителей с методом воспитания на основе добра, милосердия, заботы. Главная цель - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку. В ходе работы используются такие приемы, которые обеспечивают активное восприятие и осмысления соответствующей информации. Считаем, что обучение во взаимодействии – это процесс решения различных психологических и педагогических проблем в деле воспитания учащегося, в частности, семейного.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеют свои определенные трудности и проблемы:

  • родители стыдятся особенностей ребенка, излишне его оберегают. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, встревожен;
  • родители постепенно делают вывод о безвыходности состояния ребенка и перестают проявлять к нему каких-либо знаков внимания и заботы;
  • родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают, что он не хуже других. Такие родители постоянно предъявляют к нему завышенные требования. Подобное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

Следует отметить, что семьи, имеющие ребенка с интеллектуальными нарушениями, на протяжении жизни переживают различные этапы и по- разному воспринимают ребенка и его состояние. Такие «взлеты» и «падения» могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными причинами. Здесь важна психологическая и социальная поддержка, чтобы помочь семье легче преодолеть эти состояния.

В работе с родителями необходимо сформировать у них представления о собственном ребенке как о личности, имеющей свое, особенное восприятие окружающего мира и мировоззрение.

Родителям следует воспринимать ребенка естественно, позволить бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. В этом случае ребенок будет чувствовать себя уверенно, счастливо, воспринимать себя таким, как все.

Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Развитие ребенка во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном воспитании, правильности воспитательных воздействий.

У семьи и школы одни беды, одни проблемы, и задача взаимодействия родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Характер сотрудничества учителей и родителей должен отвечать определенным требованиям. Совместные усилия по воспитанию ребенка с умственной отсталостью предполагают их взаимное уважение, внимательное и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информации о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемое обеими сторонами меры отвечают интересам особого ребенка.

Наиболее общими направлениями, по которым должно идти воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:

  • определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;
  • регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;
  • специальная        организация        жизни,        поведения,        познавательной        и трудовой деятельности ребенка;
  • организация        систематического        обучения        детей,        направленного        на коррекцию обнаруженных недостатков;
  • содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

Таким образом, все формы работы с родителями направлены на установление взаимодействия между школой и семьей, на повышение эффективности воспитательного процесса детей с нарушениями интеллекта. Школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе и расширит уровень их педагогических знаний, а также создаст единую коррекционно- воспитательную систему школы и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Логопедическая работа в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основн...

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

План воспитательной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Цель программы: разностороннее развитие ребенка, накопление им социального опыта для активного включения в жизнь общества.Задачи программы:развитие творческих способностей обучающихся;развитие интерес...

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Практика подтверждает  необходимость и важность педагогического сопровождения семьи, воспитывающей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), и показывает непосредственную...