статья"Компьютерные технологии как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

В статье рассматриваются вопросы использования ИКТ на уроках в начальной школе с целью формирования УУД 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на  педагогическом  совете  школы:

««Компьютерные  технологии  как  средство  формирования метапредметных универсальных  учебных  действий  у обучающихся в условиях реализации  ФГОС  НОО»

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Современную школу невозможно представить без процесса информатизации образования, которая должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому.

Проблему эффективного формирования универсальных учебных действий можно отнести к числу актуальных, которая обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.

ИКТ – одна из современных педагогических технологий, которая позволяет не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В соответствии с новым ФГОС, выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В процессе работы мной были изучены и проанализированы психолого-педагогическая литература, опыт работы учителей начальных классов в данном направлении.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий в начальной школе является владение навыками компьютерной грамотности, умение использовать поисковые системы информации. Учиться этому нужно сегодня. И школа такую возможность предоставляет. Я хочу видеть своих учеников максимально адаптированными к современным условиям жизни, а в недалеком будущем – в выборе профессии.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии, которые позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это способы, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. И первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными.

Целенаправленное применение ИКТ позволяет ускорить формирование универсальных учебных действий у обучающихся и помогает решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Методика использования ИКТ направлена на:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Всего этого мы достигаем, работая на уроках на интерактивной доске с электронными приложениями. Для развития познавательных учебных действий обучающиеся моего класса принимают активное участие в онлайн-конкурсах и интернет-оллимпиадах. С большим интересом защищают проекты по разным предметам.

В своей работе я также применяю: электронные физкультминутки; игровые, обучающие,  тренажерные программы; презентации; метод проектов; видеофильмы.            

 Формы и место использования мультимедиа на уроке зависят, конечно, от цели и содержания этого урока. В своей практике я применяю ИКТ на следующих этапах: при изучении нового материала; на этапе актуализации знаний; для проверки знаний; для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам; при закреплении изученных знаний на этапе фронтальной работы; средство эмоциональной разгрузки.

Использование мультимедиа на уроках позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать ситуацию успеха для ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

Контроль и коррекция ЗУН, осуществляемые с помощью компьютера, даёт возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика, снизить трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся учителем.

Широко применяется ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.

В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Опыт, представленный мной в этой работе, может быть использован и учителями с большим стажем, и теми учителями, кто делает только первые шаги в данном направлении.

Перед тем как проанализировать сформированность УУД у обучающихся, я хочу дать небольшую характеристику моего класса.  В моем 3 классе обучается 18 учеников: 10 мальчиков и 8 девочек.

В классе хорошая успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, активны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. По итогам второй четверти в классе: 1 отличник; 10 учеников – успеваюют  на «4» и «5» по предметам. Неуспевающих нет. Таким образом, качество знаний на первое полугодие текущего учебного года по классу составило – 61%.  

Я провела мониторинг сформированности УУД по двум годам обучения. 

На диаграмме видно, что уровень сформированности универсальных учебных действий имеет положительную динамику.

Таким образом, эти результаты свидетельствуют о том, что ИКТ является одним из  инструментов формирования универсальных учебных действий.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами, выступая на ШМО, РМО, педсоветах, проводя открытые уроки и родительские собрания, размещая публикации в сети Интернет.

Благодаря систематическому использованию информационно-коммуникационных технологий формирование универсальных учебных действий происходит более эффективно и быстрее. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Использование ИКТ позволяет мне сделать уроки современными, на которых создаются благоприятные условия для восприятия учебного материала, внесения большого разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.

         Внедрение ИКТ предполагает развитие привычных методических приемов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о метапредметности.

Размышления о метапредметности....

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...

Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"

Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты....

статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

Мониторинг личностных,предметных,метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС

Мониторинг личностных,предметных,метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС....

Мониторинг личностных, предметных, метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС.

Мониторинг личностных, предметных, метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС...