Статья о метапредметности.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Статья учителя начальных классов
ГБОУ СОШ № 237 имени В.Ф. Орлова
Лариной Ирины Витальевны.
От 25.01.2014 года.
Размышления о метапредметности.
Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профессиональный стандарт педагога (Приказ №544н от 18 октября 2013 г.), в котором в разделе "Трудовые функции" педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования должна включать работу по формированию метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования. Для этого учитель должен ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
ФГОС НОО Второго поколения также предлагают учителю организовать процесс обучения так, чтобы формировать комплекс базовых предметных и метапредметных понятий, заложенных в содержание программы начального общего образования с целью формирования у школьников целостной картины мира.
Однако те же ФГОС НОО в части "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе" подчёркивают, что междисциплинарные программы впервые вводятся в практику работы начальной школы и требуется ещё дополнительная корректировка как их содержания, так и методов оценки, в данной книге даются только общие подходы к проведению комплексной итоговой работы. Эти подходы конкретизируются на примерах экспериментально проверенного инструментария.
Парадоксальная ситуация, не правда ли? Большой эксперимент для большой экспериментальной площадки. Можно было бы, конечно, ждать дальнейшего развития данного эксперимента, и с интересом за развитием этого эксперимента наблюдать, но проблема в том, что мы работаем с детьми, развивающимися гораздо более быстрыми, нежели педагогика, темпами, рождёнными в современном мире, живущими в нём и, буквально завтра, готовыми этот мир строить не только для себя и своих детей, но и для нас с Вами. А посему, в очередной раз, закатав рукава, с энтузиазмом возьмёмся за дело.
Логично начать с изучения истории вопроса. Всё новое - хорошо забытое старое. И если, к примеру, метод проектов начал будоражить умы советских педагогов в 20-х годах XX века, то своим возникновением и развитием метапредметность, скорее обязана философам и учёным. Так Аристотель придумал первый метапредмет "Метафизика", а термин ввёл александрийский философ Андроник Родосский (I век до н.э.), ученик Аристотеля, собравший труды великого мыслителя. Впоследствии название «метафизика» стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания, о первоначале мира. Интересно, что за много лет существования понятие метапредметности до сих пор не имеет однозначного трактования. В переводе с греческого "мета" - часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, переход к чему-либо другому. Как древнегреческие предлог и приставка "мета" обозначает "между"," за".
В Российской педагогике первыми и, пожалуй, единственными, серьёзно занимающимися сущностью "метапредметности", стали:
-сотрудники Института образования человека и Центра дистанционного образования «Эйдос», под руководством Хуторского Андрея Викторовича— доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, академика Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского, директора Института образования человека, директора Центра дистанционного образования «Эйдос»,
-коллектив единомышленников под руководством Ю́рия Вячесла́вовича Громы́ко — российского психолога, педагога, методолога, директора Института опережающих исследований имени Шифферса, директора НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы, председателя Экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании Департамента образования города Москвы, доктора психологических наук. Свои исследования Хуторской А.В. и Громыко Ю.В. начали около 20 лет назад и, к моменту включения метапредметности в ФГОСы, накопили достаточно большой теоретический и практический материалы по данному вопросу.
Попытаемся проанализировать сущность метапредметности с точки зрения основных субъектов, основополагающих данное понятие.
Институт образования человека и Центр дистанционного образования «Эйдос», под руководством Хуторского Андрея Викторовича | Институт опережающих исследований имени Шифферса, НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы, под руководством Громыко Юрия Вячеславовича | ФГОС НОО второго поколения | |
Понятийное определение | Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. | Метапредмет - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала | Отсутствует. Речь идёт лишь о метапредметных результатах, под которыми понимаются УУД |
Цель введения | -самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только -связывает внутреннее и внешнее в человеке, его микро- и макрокосма, -обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным и узловым основаниям мира и человека | -призвана, в первую очередь, учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей. В рамках имеющихся предметных форм обучения культивировать практику мышления во всей своей теоретической полноте невозможно. Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы -разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов | -необходима для развития способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта |
Наличие метапредметов | "Числа" "Буквы" "Культура" "Мироведение" | "Задача" "Проблема" "Знак" "Знание" | Обеспечиваются за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана |
Отношение к предметному содержанию образования | Характеризует выход за предметы, но не уход от них. Не может быть оторвана от предметности. | Соединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. | Определены для каждого конкретного предмета, однако метапредметные результаты отделены от личностных и предметных |
Структурная основа | Узловые точки метапредметного содержания образования - первосмыслы. Они служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. С первосмыслами связаны вечные проблемы, которые необходимо решать с учениками: Как произошел мир? (а также - число, знак, буква, алфавит, город, человек и др.). В чём отличие живого от неживого, реального от идеального? Что такое добро и зло (хорошо и плохо)? | Процесс познания, освоение самой структуры знания, независимо от его предметной специфики | УУД |
Теперь кажется очевидным, что следование идеям первых двух школ, несомненно, меняет мировоззренческую позицию учителя на процесс образования, требует более глубокого знания преподаваемых предметов и широкую эрудированность педагога. Реализация метапредметности в рамках ФГОС НОО также возможна лишь после серьёзного и всесторонне-глубокого изучения данного вопроса. Но учителя, по сложившейся веками традиции, никогда не боялись трудностей и смело прокладывали путь в будущее и бесконечное совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Метапредметный подход к обучению иностранному языку посредством формирования и развития универсальных учебных действий в младшей школе. "
статья рассматривает вопрос применения универсальных учебных действий...
Вступительная статья к сборнику диагностики метапредметных умений
В сборнике, составленном совместно с О.В. Палюниной, представлены задания метапредметного плана. Издание планируется в мае текущего года. Во вступительной статье представлены критерии оценивания работ...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...
статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"
Опыт работы по внеурочной деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»...
Статья «Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться....
Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"
В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей рабо...