Мониторинг личностных, предметных, метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС.
материал

Власова Ольга Васильевна

Мониторинг личностных, предметных, метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг личностных, предметных, метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС

Дата проведения: январь.

Федеральные образовательные стандарты задают новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, включающих в себя не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные достижения ребёнка. Я расскажу о процессе формирования в начальной школе метапредметных учебных действий и мониторинге развития УУД.

Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат в образовательном процессе учителю может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития метапредметных универсальных учебных действий является мониторинг.

Мониторинг помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа.

  • 1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление».
  • 2 этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик знает алгоритм выполнения задания, может назвать способ, опирается на назначение способа.
  • 3 этап – применение способа в учебной деятельности. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности

На этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.

Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы.

В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность  метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей).

С 1 по 3 класс происходит увеличение числа УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы.

Федеральными научно-методическими центрами разработаны важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся. Это интегрированные и комплексные работы, которые наряду с предметными результатами, проверяют и оценивают развитие метапредметных УУД.

В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в марте. На 3-4 неделе обучения первоклассников проводится педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению. Со 2 по 4 класс мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года.

Процедура обработки результатов диагностики максимально упрощена. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа .

Сейчас на примере педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению и мониторинга развития УУД в конце 1 класса я продемонстрирую, как прослеживается развитие УУД. и какую роль играют результаты мониторинга в анализе метапредметных УУД.

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в таблицы.

Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

Сводная таблица позволяет определить:

  1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.
  2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.
  3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

После педагогической диагностики развития УУД в конце 1 класса для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные карты.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.

Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты мониторинга, проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в марте. Если ребёнок с хорошими показателями справился с заданиями мониторинга на уровне ниже базового, это не может не вызвать обеспокоенности учителя. Были на то какие-то причины. Значит такому ученику нужна комплексная педагогическая помощь. И напротив, если ребёнок с низкими показателями показывает базовый или очень близкий к базовому уровень сформированности метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях класса и об особенностях каждого ребенка.

Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

  1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.
  2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка?
  3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.
  4. Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.
  5. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
  6. Сравнение результатов диагностики по методике «Стартовой готовности» с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребёнка.

Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы.

Приложение

Регулятивные УУД

  1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
  2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
  3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
  4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
  5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
  6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
  7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  1. Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
  2. Умение осуществлять логическое действие «синтез».
  3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
  4. Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
  6. Умение устанавливать аналогии.
  7. Умение устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
  8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
  9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
  10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
  11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
  12. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
  13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
  14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
  15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
  16. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
  17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

  1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
  2. Умение формулировать точку зрения
  3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
  4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
  5. Умение определить общую цель и пути её достижения
  6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
  7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
  8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
  9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...

: «Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС»...

Формирование личностных и метапредметных планируемых результатов обучения в условиях урочной и внеурочной деятельности на примере УМК «ПНШ».

На базе нашей школы был создан муниципальный информационно – консультационный центр « Перспективная начальная школа» и «Предшкола нового поколения»....

«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

, мы начинаем включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы они приобрели навыки и привычку к самооценке и самоанализу...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Мониторинг личностных,предметных,метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС

Мониторинг личностных,предметных,метапредметных УУД результатов обучающихся в условиях ФГОС....

Оценка личностных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на заседании МО учителей начальных классов....