Внеурочное занятие по математике "Решение жизненных задач"
учебно-методический материал по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочное занятие по математике "Решение жизненных задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_matematike_na_temu_reshenie_zhiznennyh_zadach.docx | 452.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
по развитию функциональной грамотности школьников
«Решение жизненных задач»
4 класс
Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи занятия:
- Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические) для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в команде (группе),
- умения работать по алгоритму,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
- Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Оборудование:
- компьютер,
- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, приложения – подсказки к заданию 2, листы А4),
- рефлексивный экран,
- три корзинки с пластмассовыми шарами зеленого, желтого и красного цветов,
- карандаши зеленого и красного цветов.
Ход занятия:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Фронтальная форма работы с элементами групповой работы |
- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас. Сегодняшнее занятие проведем под девизом: «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека) - На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку: Вот большой и круглый дом. - Так на какую же тему будут предложены сегодня задания? (Задания будут связаны с темой «Цирк») - Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Цирк») - Совершенно верно. А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения) - На несколько минут приглашаю вас заглянуть туда, где все только начиналось. Первый цирк появился в Риме. Но он был очень далек от современного. Акробатов и гимнастов в нем тогда не было. Древнеримские цирки начинали с развлечения людей при помощи гонок на колесницах. Первые признаки современного цирка появились в Лондоне в 18 веке, причем изначально зарождались они также на основе конного спорта. Идейный вдохновитель современного цирка — Филипп Астлей. Это простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Филипп разработал свое собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. В его основе лежали конные трюки и акробатические этюды. Чуть позже Астлей стал понимать: публика желает получить еще больше зрелищ, поэтому программу стали постепенно расширять. В нее добавили многочисленные выступления жонглеров, канатоходцев, клоунов, однако в течение длительного времени выступления на лошадях оставались наиболее востребованными и считались «изюминкой» любой программы. - Какую форму имеет цирковая арена? - Знаете, почему? Сформулируйте свои предположения, обсудив вопрос в группах. Не забывайте об основных правилах работы в группе: работать должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо. -Послушаем, что получилось в каждой группе. Слово первой группе. Второй. … (Представитель от каждой группы высказывает предположения, выработанные в ходе обсуждения) - На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать оптимальную площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться, не обращая внимания на резкие повороты в 90 градусов. - И тогда, и сейчас цирк – это постоянное стремление к совершенству и дорога к мечте. Это гордость и преклонение перед смелостью и талантом, упорством и трудолюбием. Цирковые артисты не соревнуются между собой и не ведут борьбу за призы. Их цель – это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Цирк – это восторг и восхищение теми, кто смог прикоснуться к чуду и преодолеть невозможное. Наверное, поэтому люди любят цирк. - Ну, а мы возвращаемся в день сегодняшний. Вы любите цирк? Почему? - Поэтому и посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий, связанных с темой цирка. А также, по традиции, попытаемся определить, знания каких школьных предметов помогали нам справиться с заданиями. |
Этап применения изученных моделей действия. Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы |
- Познакомимся с первым заданием . (Учащиеся читают текст задания самостоятельно на индивидуальных рабочих листах (См. Приложение 3, задание 1) - Думаю, ситуация вполне знакомая: семья планирует посещение цирка. - Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов. А по-другому, стоимость билетов для всей семьи) - Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на поставленный вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость) - Напомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара) - Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах. - Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку) - У кого так же, поднимите руку. - Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда) - Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Иван) - Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице) - В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе) - Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей) - Выполните вычисления и запишите ответ в отведенной для этого строке. (Учащиеся выполняют задание учителя) - Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета) - У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы) - Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления) - Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях) - Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять арифметические действия с многозначными числами,… ) - Есть ли среди них те умения, которые относятся к математике? Приведите примеры. (умение находить стоимость товара, выполнять арифметические действия с многозначными числами,… ) - Какой вывод можно сделать относительно важности математических знаний и умений в повседневной жизни? Нужны ли они в жизни? |
Физминутка |
- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу. В цирке весело нам очень, |
Этап применения изученных моделей действия. Групповая форма работы с элементами фронтальной работы |
- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание (См. Приложение3, задание 2) - Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе предлагаю Алгоритм выполнения задания (см. Приложение 1) и Приложения–подсказки (см. Приложение 2), если возникнут затруднения. В ходе работы групп учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп. Пользуясь предложенным алгоритмом и, по необходимости, Приложениями – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах. Решение:
- Проверим, что получилось. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату? (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения) - Нужны ли были в этом задании математические умения? Какие? (Умение выделить нужную для решения задачи информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество, …) |
Этап рефлексии Фронтальная форма работы |
- Занятие подходит к концу. Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика) - Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни. -Продолжаем подводить итог. Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразы:
(По желанию учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана) - А цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец занятия: Зеленого цвета – работа на занятии доставила мне удовольствие, Желтого цвета – не совсем доволен своей работой на занятии. Красного цвета – недоволен своей работой на занятии. (Под мелодию «Цирковой марш» учащиеся подходят к корзинке с выбранным цветом мячей) - Я рада, что работа вам доставила удовольствие. Благодарю за плодотворную работу. Занятие окончено. |
Приложение 1
Алгоритм выполнения задания 2:
- Прочитайте текст задания.
- Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?
- Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.
- Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.
- Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.
- Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.
- Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.
- Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4.
- Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.
Приложение 2
Подсказка 1:
- Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.
- Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.
- Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?
Подсказка 2:
- Сколько денег запланировано на покупку билетов?
- Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.
- Узнайте цену билета.
Подсказка 3:
- Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните, в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.
- Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.
- В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.
- Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие на тему: "Комбинаторные задачи" 3 класс
Знапкомство с комбинаторными задачами на внеурочном занятии....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Конспект внеурочного занятия. Тема: "Решение интересных задач" (3 класс)
Название кружка: «Умники и Умницы»Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное развитие личностиФорма работы: познавательные игры, интеллектуальный клуб, путешествие.Тема заня...
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Формирование активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях в рамках ФГОС НОО
В статье изложены методы формирования активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях...
Внеурочное занятие по математике "Логические задачи на соответствие" (2 класс)
Методические материалы...