Основной | - Для начала предлагаю немного размяться – разгадать математические загадки. Обратите внимание. что на слайде находится зашифрованное на слайде слово. После каждой верно отгаданной загадки будет открываться одна буква. Ответы принимаю по поднятой руке: На слайде загадано: ЛОГИКА 1. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?
2. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется в комнате?
3. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 3 яйца? 4. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? 5. В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? 6. Сказочному гному каждую ночь нужна новая свеча, которой он освещает дорогу города. Он может сделать 1 новую свечу из 5 свечных огарков. На сколько ночей ему хватит запаса новых свечей, если у него наберется 25 огарков?
- Ребята, какое слово получилось? - Как вы понимаете слово «логика»?
- Попробуйте сформулировать определение понятия «логика» с помощью подсказок на слайде. На слайде опорные слова: наука, рассуждение, правильный, мышление
- Как вы думаете, нужно ли развивать логику? Почему?
- Развивать логику нужно, чтобы грамотно мыслить и рассуждать, делать выводы, различать правду и ложь, находить необычные способы решения задач. - Кто догадался, чему посвящено это занятие?
- Цель нашего занятия – научиться решать логические задачи, развивать логику. - Ребята, так совпало, что совсем недавно мне поступило письмо от Деда Мороза с занимательными заданиями по математике. Они очень увлекательные, и подходят к теме этого занятия. Поэтому я принесла этот материал сегодня. 1. И первое задание от Деда Мороза – составить всевозможные двузначные числа из цифр числа 2024. - Из каких цифр состоит число 2024? - Попробуйте составить двузначные числа из цифр 2,0,4.
- Сколько чисел получилось? - Сейчас вы решили задачу способом перебора. Удобно ли было решать? Почему не удобно? - Поэтому такие задачи принято решать с помощью моделирования: составления таблицы, графа, дерева возможных решений. 1) таблица. Количество строк и столбцов должно соответствовать количеству предметов, данных в условии. Какие цифры даны в условии? - Значит, сколько столбцов будет в таблице? - Занесите цифры в «шапку» таблицы. - Так как числа составляются из тех же цифр, каким будет количество строк? - Занесите данные в таблицу. - Начнем составлять числа. Смотрим на первую стрОку. Из цифр 2 можно составить число 22. Запишите число в пересечение клеток. - Какие еще числа можно составить с цифрой 2? - Вторая строка. Можно ли составить числа, которые начинаются с цифры 0? - Ставим прочерк. - Смотрим на 3 стрОку . Составьте числа с цифрой 4. - Сколько двузначных чисел у нас получилось всего? - А если бы задача звучала так: составить всевозможные двузначные числа из цифр числа 2024 так, чтобы цифры в них не повторялись? Какой бы получился ответ? Почему?
- Попробуем решить задачу с помощью графа. Граф – это математическая фигура, состоящая из точек и соединяющих их линий. - Предметы на нём обозначаются точками. Связи между этими предметами могут обозначаться линиями или стрелками. - Сначала поставим точки, выберите для точки свой цвет. Я выбрала черный, синий и красный. - Дайте точкам названия: 2 ,0, 4. Напишите цифры тем цветом, который соответствует цвету точки 2 (черный), 0 (красный), 4 (синий) - Начнем составлять пары. Чтобы показать связь цифр, проведите стрелки. Какие пары можно составить с точкой 2? - Проведите стрелки от точки 2 к точке 0 и 4 черным цветом. Чтобы показать, что цифра числе повторяется, рисуют «круговую» стрелку. - Можно ли составить пары от точки 0? - Какие пары можно составить с точкой 4? - Проведите стрелки синего цвета от точки 4 к точке 0 и 2, 4. - Сколько стрелок получилось?
- Третий способ решения: дерево возможных вариантов Особенность этого дерева в том, что «растет» оно сверху вниз, потому, что так удобнее располагать объекты в нужной последовательности. И если модель перевернуть, она будет похожа на дерево, на котором растут ветки с листьями. - Что нужно найти? - Это станет основанием дерева. - Из каких цифр будем составлять числа? - От «чИсла» проведите стрелки: 2, 0, 4. - Какие цифры надо подставить к 2, чтобы получить двузначное число? - Есть ли варианты с цифрой 0? - Какие цифры надо подставить к 4, чтобы получить число? - Сколько вариантов всего?
- Какой вариант решения задачи вам показался наиболее удобным? - Давайте немного разомнемся. 1. Найдем коробку с елкой на полках чулана: медленно выполняем повороты головы вправо-влево, вверх-вниз 2. Кажется, ее нигде нет: пожмем плечами 3. А может быть елочка спряталась на полках пониже: повороты туловища вправо- влево, наклоны 4. Оказалось, что елочка на самой нижней полке: руки тянутся к носкам 5. На макушку елки поместим звезду. Затем повесим шары и мишуру: тянемся к носкам – тянемся вверх - Следующее задание от Деда Мороза: - Решим задачу выбранным вами способом. 2. Дед Мороз готовит сладкое угощение для воспитанников детского сада. В мешке Деда Мороза содержится 3 вида конфет: ромашка (Р), карамель (К), батончик (Б), и 3 вида печенья: шоколадное (Ш), овсяное (О), апельсиновое (А). Дети случайным образом должны вытянуть 2 угощения. Какие пары из конфеты и печенья можно вытянуть? Угощения не повторяются. Нельзя вытянуть только печенье или только конфеты. 1) Таблица. Чертим таблицу, количество строк и столбцов соответствует количеству предметов, данных в условии. - Сколько было видов конфет? - Какие были конфеты? - Введем условные обозначения по первой букве. - Внесите данные в таблицу. - Сколько было видов печенья? - Какое это было печенье? - Введем условные обозначения по первой букве. - Внесите данные в таблицу. - Выберите стрОку Ш, начните составлять пары с конфетами. ШР, ШК, ШБ - Выберите стрОку О, начните составлять пары с конфетами. ОР, ОК, ОБ - Выберите стрОку А, начните составлять пары с конфетами. АР, АК, АБ - В отличие от прошлой задачи, здесь не важен порядок, что ребенок вытянет первым: конфету или печенье. Расположить угощения можно и в другом порядке.
| Р | К | Б | Ш | ШР | ШК | ШБ | О | ОР | ОК | ОБ | А | АР | АК | АБ |
| Ш | О | А | Р | РШ | РО | РА | К | КШ | КО | КА | Б | БШ | БО | БА |
- Посчитайте количество клеток. 2) – Сколько было угощений всего? Сначала поставьте точки, дайте им названия в виде условных обозначений по первой букве. Начнем составлять пары. От точек Ш, О, А проведите стрелки к Р, К, Б. Так как порядок не важен, можно начать составлять пары как с печенья, так и с конфет - Посчитайте количество стрелок. 3) дерево возможных вариантов
- Что нужно найти? - Это будет основанием дерева - Начнем составлять пары с печенья. Проведите 3 стрелки: Ш, О, А - Составьте пары с каждым видом печенья. Проведите стрелки Р, К, Б. - Сейчас вы поработаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. 1. Один слушает – другой говорит 2. Работать тихо, чтобы не мешать другим. 3. Работать должны оба. - На лесной опушке встретилось 4 зверей: лис, заяц, медведь, волк, и обменялось рукопожатиями. Каждый из животных поздоровался со всеми остальными из этой компании (лис не мог поздороваться сам с собой) Сколько всего было рукопожатий? - Первая колонка должна решить задачу с помощью таблицы, вторая колонка - с помощью графа, а третья – с помощью дерева возможных вариантов. - Давайте обменяемся решениями. Кто желает выйти к доске, написать решение? (остальные записывают решения в свои рабочие листы)
| Л | З | М | В | Л | ЛЛ | ЛЗ | ЛМ | ЛВ | З | ЗЛ | ЗЗ | ЗМ | ЗВ | М | МЛ | МЗ | ММ | МВ | В | ВЛ | ВЗ | ВМ | ВВ |
- Сколько рукопожатий сделали звери? - Почему?
- Сколько стрелок получилось?
- Сколько позиций получилось в нижнем ряду? - Какой способ решения задачи самый удобный для этой задачи? - Почему? |
- 2 рубля и 1 рубль. Одна монета не 1 рубль, а другая – 1 рубль - Останется 20 задутых свечей, а остальные сгорят
- 3 минуты
- 10 лыжников
- 2, остальные – лапы - На 6 ночей.6 Он сможет сделать 5 новых свеч из 25 огарков, а когда они сгорят, он может сделать шестую из тех 5 огарков, что от них останутся - Логика - Способность правильно решать задачи, размышлять, думать, подбирать ответы
- Логика – это наука о рассуждении и правильном мышлении - Да. Чтобы решать задачи, примеры, быть умным, логика нужна в жизни.
- Решению логических задачи, развитию логики
- 2, 0, 4 - Стараются составить числа Называют варианты - Нет - Долго, можно запутаться
- 2, 0, 4 - 3
- 3
- 20, 40 - Нет
- 42, 40, 44 - 6 - - 4. Потому что мы исключили числа, где цифры повторяются: 22, 44
- Нет - 40, 42, 44
- 6
- Двузначные числа
- 2, 0, 4
- 2, 0, 4 - Нет - 2, 0, 4 - 6
- 3 - Ромашка, батончик, карамель
- 3 - Шоколадное, овсяное, апельсиновое
- 9 - 6
- 9
- Пару угощений
- 6 - Варианты ЛЛ, ЗЗ, ММ, ВВ исключаются, потому что животное не может пожать руку само себе. - ЗЛ, МЛ, ВЛ, ВЗ, ВМ, ЗМ исключаются, потому до этого звери здоровались
- 6
- 6 - Граф - Потому что мы повторно сразу видно какие варианты повторяются | Личностные: сформировать учебную мотивацию, способствовать проявлению положительного отношения к математической деятельности, формировать проявление заинтересованности в выполнении математического задания, развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками. Метапредметные: Регулятивные: учить формулировать тему урока, ставить учебную цель, сохранять учебную цель, развивать умение осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учить понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи, учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами, учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий
Познавательные: развивать умение строить логическую цепь размышлений, вести поиск и выделять необходимую информацию структурировать найденную информацию в нужной форме, формировать умение анализа и синтеза.
Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог, слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, создавать устные и письменные высказывания.
|