Внеурочное занятие по математике "Логические задачи на соответствие" (2 класс)
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.m._logicheskie_zadachi_garbuz_331gr.docx115.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта внеурочного занятия по математике «Логические задачи»

        

Составила студентка 331 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна

МАОУ СОШ № 16, класс 2 «а» каб. № 15

Дата проведения занятия: 05.12.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока: 8 ч 00 мин

ФИО учителя школы:

Серебренникова Лидия Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Бизайне Анна Александровна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель внеурочного занятия: научиться решать логические задачи

Задачи

Личностные: сформировать учебную мотивацию, способствовать проявлению положительного отношения к математической деятельности, формировать проявление заинтересованности в выполнении математического задания, развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Регулятивные: учить формулировать тему урока, ставить учебную цель, сохранять учебную цель, развивать умение осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учить понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи, учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами, учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Познавательные: развивать умение строить логическую цепь размышлений, вести поиск и выделять необходимую информацию структурировать найденную информацию в нужной форме, формировать умение анализа и синтеза.

Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог, слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, создавать устные и письменные высказывания.

Оборудование:

У учителя: проектор, компьютер, колонки, рабочие листы, цветной мел

У учащихся: карандаш, ручка, рабочие листы

Образовательные ресурсы:

Ход:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Снежана Евгеньевна, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике.

- Ребята, давайте вспомним правила на уроке. Какие знаете?

1. Проявляй активность (Внимательно слушай задания и инструкции учителя, будь сосредоточен, не бойся отвечать)

2. Уважай учителя и одноклассников (ответы только по поднятой руке, хоровых ответов и выкрикиваний я не принимаю, не разговаривай во время речи учителя, не перебивай одноклассников)

3. Сохраняй порядок (проверьте готовность к занятию, на парте должен быть пенал, также подготовьте несколько цветных карандашей, уберите все лишнее, записи ведите аккуратно)

- Сейчас мы разделимся на три команды по колонкам. Исходя из этих правил установим критерии: активность, уважение, порядок. И после каждого задания я буду оценивать вас. За соблюдение правила можно получить 1 балл (1 жетон), если правило нарушено – 0 баллов (0 жетонов). А в конце занятия подведу итог.

- Первые парты сегодня будут моими помощниками. Я буду отдавать вам жетоны, чтобы в конце занятия убедиться, что количество баллов верное.

Таблица на доске заполняется по ходу занятия

Критерий

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Активность

Уважение

Порядок

- Чтобы занятие прошло на отлично, нужен соответствующий настрой. Девизом этого урока предлагаю сделать высказывание мудрого ученого Галилео Галилея «Математика – это ключ и дверь ко всем наукам». Как вы понимаете это высказывание?

- Представьте, познав математику, вы приобретете набор универсальных инструментов для новых открытий. И я желаю вам успехов, трудолюбия, силы воли в изучении математики.

Приветствие

Называют правила

Высказывают мнения

Личностные: сформировать учебную мотивацию, способствовать проявлению положительного отношения к математической деятельности, формировать проявление заинтересованности в выполнении математического задания, развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог, слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, создавать устные и письменные высказывания.

Основной

- Для начала предлагаю немного размяться – разгадать математические загадки. Обратите внимание. что на слайде находится зашифрованное на слайде слово. После каждой верно отгаданной загадки будет открываться одна буква. Ответы принимаю по поднятой руке:

На слайде загадано: ЛОГИКА

1. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?

2. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется в комнате?

3. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 3 яйца?

4.  Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход?

5. В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног?

6. Сказочному гному каждую ночь нужна новая свеча, которой он освещает дорогу города. Он может сделать 1 новую свечу из 5 свечных огарков. На сколько ночей ему хватит запаса новых свечей, если у него наберется 25 огарков?

- Ребята, какое слово получилось?

- Как вы понимаете слово «логика»?

- Попробуйте сформулировать определение понятия «логика» с помощью подсказок на слайде.

На слайде опорные слова: наука, рассуждение, правильный, мышление

- Как вы думаете, нужно ли развивать логику? Почему?

- Развивать логику нужно, чтобы грамотно мыслить и рассуждать, делать выводы, различать правду и ложь, находить необычные способы решения задач.

- Кто догадался, чему посвящено это занятие?

- Цель нашего занятия – научиться решать логические задачи, развивать логику.

- Ребята, так совпало, что совсем недавно мне поступило письмо от Деда Мороза с занимательными заданиями по математике. Они очень увлекательные, и подходят к теме этого занятия. Поэтому я принесла этот материал сегодня.

1. И первое задание от Деда Мороза – составить всевозможные двузначные числа из цифр числа 2024.

- Из каких цифр состоит число 2024?

- Попробуйте составить двузначные числа из цифр 2,0,4.

- Сколько чисел получилось?

- Сейчас вы решили задачу способом перебора. Удобно ли было решать? Почему не удобно?

- Поэтому такие задачи принято решать с помощью моделирования: составления таблицы, графа, дерева возможных решений.

1) таблица. Количество строк и столбцов должно соответствовать количеству предметов, данных в условии. Какие цифры даны в условии?

- Значит, сколько столбцов будет в таблице?

- Занесите цифры в «шапку» таблицы.  

- Так как числа составляются из тех же цифр, каким будет количество строк?

- Занесите данные в таблицу.

2

0

4

2

22

20

40

0

-

-

-

4

42

40

44

- Начнем составлять числа. Смотрим на первую стрОку. Из цифр 2 можно составить число 22. Запишите число в пересечение клеток.

- Какие еще числа можно составить с цифрой 2?

- Вторая строка. Можно ли составить числа, которые начинаются с цифры 0?

- Ставим прочерк.

- Смотрим на 3 стрОку . Составьте числа с цифрой 4.

- Сколько двузначных чисел у нас получилось всего?

- А если бы задача звучала так: составить всевозможные двузначные числа из цифр числа 2024 так, чтобы цифры в них не повторялись? Какой бы получился ответ? Почему?

- Попробуем решить задачу с помощью графа. Граф – это математическая фигура, состоящая из точек и соединяющих их линий.

- Предметы на нём обозначаются точками. Связи между этими предметами могут обозначаться линиями или стрелками.

- Сначала поставим точки, выберите для точки свой цвет. Я выбрала черный, синий и красный.

- Дайте точкам названия: 2 ,0, 4. Напишите цифры тем цветом, который соответствует цвету точки 2 (черный), 0 (красный), 4 (синий)

- Начнем составлять пары. Чтобы показать связь цифр, проведите стрелки. Какие пары можно составить с точкой 2?

- Проведите стрелки от точки 2 к точке 0 и 4 черным цветом. Чтобы показать, что цифра числе повторяется, рисуют «круговую» стрелку.

- Можно ли составить пары от точки 0?

- Какие пары можно составить с точкой 4?

- Проведите стрелки синего цвета от точки 4 к точке 0 и 2, 4.

- Сколько стрелок получилось?

- Третий способ решения: дерево возможных вариантов

Особенность этого дерева в том, что «растет» оно сверху вниз, потому, что так удобнее располагать объекты в нужной последовательности. И если модель перевернуть, она будет похожа на дерево, на котором растут ветки с листьями.

- Что нужно найти?

- Это станет основанием дерева.

- Из каких цифр будем составлять числа?

- От «чИсла» проведите стрелки: 2, 0, 4.

- Какие цифры надо подставить к 2, чтобы получить двузначное число?

- Есть ли варианты с цифрой 0?

- Какие цифры надо подставить к 4, чтобы получить число?

- Сколько вариантов всего?

- Какой вариант решения задачи вам показался наиболее удобным?

- Давайте немного разомнемся.

1. Найдем коробку с елкой на полках чулана: медленно выполняем повороты головы вправо-влево, вверх-вниз

2. Кажется, ее нигде нет: пожмем плечами

3. А может быть елочка спряталась на полках пониже: повороты туловища вправо- влево, наклоны

4. Оказалось, что елочка на самой нижней полке: руки тянутся к носкам

5. На макушку елки поместим звезду. Затем повесим шары и мишуру: тянемся к носкам – тянемся вверх

- Следующее задание от Деда Мороза:

- Решим задачу выбранным вами способом.

2. Дед Мороз готовит сладкое угощение для воспитанников детского сада. В мешке Деда Мороза содержится 3 вида конфет: ромашка (Р), карамель (К), батончик (Б), и 3 вида печенья: шоколадное (Ш), овсяное (О), апельсиновое (А). Дети случайным образом должны вытянуть 2 угощения. Какие пары из конфеты и печенья можно вытянуть? Угощения не повторяются. Нельзя вытянуть только печенье или только конфеты.

1) Таблица. Чертим таблицу, количество строк и столбцов соответствует количеству предметов, данных в условии.

- Сколько было видов конфет?

- Какие были конфеты?

- Введем условные обозначения по первой букве.

- Внесите данные в таблицу.

- Сколько было видов печенья?

- Какое это было печенье?

- Введем условные обозначения по первой букве.

- Внесите данные в таблицу.

- Выберите стрОку Ш, начните составлять пары с конфетами. ШР, ШК, ШБ

- Выберите стрОку О, начните составлять пары с конфетами. ОР, ОК, ОБ

- Выберите стрОку А, начните составлять пары с конфетами. АР, АК, АБ

- В отличие от прошлой задачи, здесь не важен порядок, что ребенок вытянет первым: конфету или печенье. Расположить угощения можно и в другом порядке.

Р

К

Б

Ш

ШР

ШК

ШБ

О

ОР

ОК

ОБ

А

АР

АК

АБ

Ш

О

А

Р

РШ

РО

РА

К

КШ

КО

КА

Б

БШ

БО

БА

- Посчитайте количество клеток.

2) – Сколько было угощений всего?

Сначала поставьте точки, дайте им названия в виде условных обозначений по первой букве. Начнем составлять пары. От точек Ш, О, А проведите стрелки к Р, К, Б. Так как порядок не важен, можно начать составлять пары как с печенья, так и с конфет

- Посчитайте количество стрелок.

3) дерево возможных вариантов

- Что нужно найти?

- Это будет основанием дерева

- Начнем составлять пары с печенья. Проведите 3 стрелки: Ш, О, А

- Составьте пары с каждым видом печенья. Проведите стрелки Р, К, Б.

- Сейчас вы поработаете в парах.

Давайте вспомним правила работы в парах.

1. Один слушает – другой говорит

2. Работать тихо, чтобы не мешать другим.

3. Работать должны оба.

- На лесной опушке встретилось 4 зверей: лис, заяц, медведь, волк, и обменялось рукопожатиями. Каждый из животных поздоровался со всеми остальными из этой компании (лис не мог поздороваться сам с собой) Сколько всего было рукопожатий?

- Первая колонка должна решить задачу с помощью таблицы, вторая колонка - с помощью графа, а третья – с помощью дерева возможных вариантов.

- Давайте обменяемся решениями. Кто желает выйти к доске, написать решение? (остальные записывают решения в свои рабочие листы)

Л

З

М

В

Л

ЛЛ

ЛЗ

ЛМ

ЛВ

З

ЗЛ

ЗЗ

ЗМ

ЗВ

М

МЛ

МЗ

ММ

МВ

В

ВЛ

ВЗ

ВМ

ВВ

- Сколько рукопожатий сделали звери?

- Почему?

- Сколько стрелок получилось?

- Сколько позиций получилось в нижнем ряду?

- Какой способ решения задачи самый удобный для этой задачи?

- Почему?

- 2 рубля и 1 рубль. Одна монета не 1 рубль, а другая – 1 рубль

- Останется 20 задутых свечей, а остальные сгорят

- 3 минуты

- 10 лыжников

- 2, остальные – лапы

- На 6 ночей.6 Он сможет сделать 5 новых свеч из 25 огарков, а когда они сгорят, он может сделать шестую из тех 5 огарков, что от них останутся

- Логика

- Способность правильно решать задачи, размышлять, думать, подбирать ответы

- Логика – это наука о рассуждении и правильном мышлении

- Да. Чтобы решать задачи, примеры, быть умным, логика нужна в жизни.

- Решению логических задачи, развитию логики

- 2, 0, 4

- Стараются составить числа

Называют варианты

- Нет

- Долго, можно запутаться

- 2, 0, 4

- 3

- 3

- 20, 40

- Нет

- 42, 40, 44

- 6

-

- 4. Потому что мы исключили числа, где цифры повторяются: 22, 44

- Нет

- 40, 42, 44

- 6

- Двузначные числа

- 2, 0, 4

- 2, 0, 4

- Нет

- 2, 0, 4

- 6

- 3

- Ромашка, батончик, карамель

- 3

- Шоколадное, овсяное, апельсиновое

- 9

- 6

- 9

- Пару угощений

- 6

- Варианты ЛЛ, ЗЗ, ММ, ВВ исключаются, потому что животное не может пожать руку само себе.

- ЗЛ, МЛ, ВЛ, ВЗ, ВМ, ЗМ исключаются, потому до этого звери здоровались

- 6

- 6

- Граф

- Потому что мы повторно сразу видно какие варианты повторяются

Личностные: сформировать учебную мотивацию, способствовать проявлению положительного отношения к математической деятельности, формировать проявление заинтересованности в выполнении математического задания, развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Регулятивные: учить формулировать тему урока, ставить учебную цель, сохранять учебную цель, развивать умение осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учить понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи, учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами, учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Познавательные: развивать умение строить логическую цепь размышлений, вести поиск и выделять необходимую информацию структурировать найденную информацию в нужной форме, формировать умение анализа и синтеза.

Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог, слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, создавать устные и письменные высказывания.

Заключительный

- И последнее задание от Деда Мороза – разгадать шифровку с пожеланием. Ключ к шифру находится внизу страницы.

- Как вы понимаете значение пословицы?

- Что пожелаете Деду Морозу в ответ?

- Спасибо, ребята. Я передам ваши пожелания, когда буду писать Деду Морозу ответное письмо.

- Чем было посвящено это занятие?

- Удалось ли нам поработать над развитием логики сегодня?

- Посмотрите на слайд. Выберите для себя 1-2 предложения, закончите их.

сегодня я узнал...

было трудно…

было легко…

я понял…

- Давайте подведем итог и определим самую дисциплинированную команду. Она получает грамоту за помощь Деду Морозу. Но остальные ребята тоже молодцы и получают благодарности

Береги нос в большой мороз

- В мороз нужно одеваться теплее. Нужно быть осторожным, бережно относиться к ценным вещам

- Решению логических задач, развитию логики

Подсчитывают баллы, получают грамоты и благодарности

Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог, слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, создавать устные и письменные высказывания.

Регулятивные: развивать умение осуществлять самоконтроль учебной деятельности, причины успеха и неуспеха учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами, учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Решение логических задач"

Данное занятие позволяет научить детей решению некоторых видов логичесских задач. Может использовано как на уроке, так и на внеурочном занятии. Занятие содержит коспект и презентацию....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

Цель:развитие самостоятельности и мыслительных операций, творческих способностей обучающихся;Задачи:- Формировать умения решать задачи на смекалку и математические задачи шутки;- Находить нетрадиционн...

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов...