Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka._zanimatelnaya_matematika.docx | 968.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
1. Задачи-смекалки
1) На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? (ответ: одно яблоко)
2) Что можно видеть с закрытыми глазами? (ответ: сны)
3) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (ответ: двое)
4) Чем оканчиваются день и ночь? (ответ: мягкий знак)
5) Каких камней в море нет? (ответ: сухих)
2. Задачи-шутки
1) Сколько ушей у 3 мышей?
2) Сколько лап у 2 медвежат?
3) У семи братьев п одной сестре. Сколько всего сестёр?
4) Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
5) В комнате 3 свечи. Одну погасили. Сколько свечей в комнате?
3. Ребусы
(ответ:2)
(ответ: три)
(ответ: задача)
(ответ: число)
(ответ: два)
4. Шарады
1) Начало – мышки писк в траве.
Конец – на бычьей голове.
Бывает яблочным, капустным,
Румяным, пышным, очень вкусным. (пирог)
2) Мой первый слог к себе зовет,
Второй слог – дом наоборот. (комод)
3) Первый слог мой - предлог,
Второй – враг человека,
А вместе все - животного названье (олень)
4) Слог первый мой - предлог,
Второй - летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (задача)
5) Начало слова - лес,
Конец - стихотворение,
А целое растет,
Хотя и не растение (борода)
5. Софизмы
1) «Пять равно шести» (5=6)
2) «Один плюс один равно три» (1+1=3)
3) «Два плюс два равно три» (2+2=3)
4) «Три минус три равно два» (3-3=2)
5) «Четыре плюс один равно 6» (4+1=6)
2 класс
1. Задачи – смекалки
1) Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? Ответ: 3 человека
2) Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? Ответ: Ни одного. На березе не растут яблоки
3) Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? Ответ: Семеновна
4) У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? Ответ: 4 ребенка
5) В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? Ответ: В феврале
2. Задачи – шутки
1) Аня закрыла глаза. Что может увидеть Аня, не открывая их? (Сны)
2) Как спрыгнуть с лестницы и при этом не разбить коленки? (Надо совершить прыжок с нижней ступени)
3) Олег увидел зеленого человечка. Что ему нужно сделать? (Перейти дорогу. Зеленый человечек – разрешающий знак пешеходного светофора)
4) Назовите пять дней недели таким образом, чтобы в ответе не звучали их названия или числовая последовательность. (Сегодня, завтра, позавчера, вчера, послезавтра)
5) Как верно сказать: «не найду белый желток» или «не найду белого желтка»? (Желток желтый)
3. Ребусы
(два)
(минус)
(восемь)
(пример)
(задача)
4. Шарады
1) С «К» - фигура без углов,
С «Д» - дружить с тобой готов. (круг-друг)
2) С глухим шипящим —
Кругл, как мячик.
Со звонким —
Как огонь, горячий. (шар-жар)
3) Я с «Л» смягчённым — под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым — в комнате твоей
И в геометрии фигура. (уголь-угол)
4) Предлог стоит в моём начале,
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (задача)
5) Сначала ноту напишите
И букву симметричную,
Плюс украшение мужчины,
Сейчас не столь привычное.
А слово целое есть знак,
Он числа уменьшать мастак. (минус)
5. Софизмы
1) «Один рубль не равен ста копейкам»
2) «Дважды два – пять»
3) «Пять на пять – двадцать»
4) «1 килограмм = 1000 гр.»
5) «1метр=1000 см.»
3 класс
1.Загадки-смекалки
1) Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
2) В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
3) 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
4) Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
5) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)
2. Загадки – шутки
1) Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
2) Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)
3) Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит).
4) На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3.)
5) 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа.)
3. Ребусы
(ответ: точка)
(ответ: угол)
(ответ: отрезок)
(ответ: циркуль)
4. Шарады
1) Первую находим, вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады (площадь)
2) Первый слог - нота,
Второй слог - нота.
А в целом -
Только часть чего-то. (доля)
3) Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
Во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка. (плюс-полюс)
4) «В» - отрезок не простой -
С направлением, с длиной.
С «С» же станет частью круга,
Что дуга стянула туго.
5) Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно. (дробь)
5. Софизмы
1) «Делить на нуль нужно»
2) Это вывернутый наизнанку каркас куба. Фигуру можно воспринять двояко (рис. 7). "Сумасшедший ящик", как и многие другие невозможные объекты, основан на неправильных соединениях, которые допущены при рисовании.
3) А этот невозможный объект с тремя (или двумя?) зубцами в 1964 году стал популярен у инженеров и любителей головоломок. Два или три зубца изображено на картинки?
4) «Бесконечная лестница»
Эту фигуру называют еще "Лестницей Пенроуза" (по имени ее создателя), а также "Вечной лестницей" или "Непрерывно восходящей и нисходящей тропой" (рис.5). Перед нами предстает лестница, ведущая, казалось бы, вверх или вниз, но при этом человек, шагающий по ней, не поднимается и не опускается. Завершив свой визуальный маршрут, он окажется в начале пути
5) Первую невозможную фигуру (рис. 3) в 1934 году изобразил шведский художник Оскар Реутерсвард. Это «Невозможный треугольник», на самом деле такую фигуру невозможно составить из кубиков, но художник смог это сделать?
4 класс
1. Загадки-смекалки
1) Света уехала в пионерский лагерь в субботу. Мама обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет к Свете ее мама?
2) В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)
3) В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)
4) Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)
5) В первой коробке 10 карандашей, во второй - столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?
2. Загадки-шутки
1) Правой или левой рукой дети размешивают сахар в стакане? (Размешивают той рукой, в которой ложка)
2) В какой момент человек может остаться в комнате и не иметь при этом головы? (В момент, когда голова высунется из окна в форточку)
3) Как сделать, чтобы семеро девчат остались в одном туфле? (Снять с каждой по туфле)
4) Какого вида камни нельзя найти в океане? (Сухие)
5) Может ли индюк назвать себя птицей? (Индюк не умеет говорить).
3. Ребусы
(ответ: ромб)
(ответ: диаметр)
(ответ: дробь)
(ответ: уравнение)
4. Шарады
1) Читаем мы направо смело -
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево -
Увидим разновидность древа. (куб)
2) Первое - летом, весной выпадает,
Льдинками все то в садах побивает.
Ну а второе - мужчин украшенье,
Нету у многих его, к сожаленью.
А вот все вместе - то мера углов,
Температуры горячих голов. (градусы)
3) Первая — такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает (трапеция)
4) Две ноты - два слога,
А слово - одно,
И меру длины
Означает оно (миля)
5) Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья. (флюс-плюс)
5. Софизмы
1) На озере расцвела одна лилия. Каждый день число цветков удваивалось и на двадцатый день все озеро покрылось цветами. На который день покрылась цветами половина озера?
2) «Полный стакан равен пустому»
3) Человек произносит: « Я лгу». Он обманывает или говорит правду?
С одной стороны, он говорит неправду, т.к. это утверждает. Но это означает, что он утверждает правду, а, следовательно, лжет.
4) В одной деревне жил единственный парикмахер-мужчина. Здесь был издан указ: "Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя? Кажется, что не может, так как это запрещено указом. Но наряду с этим, если он не бреет себя, то попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить
5) Ахиллес и черепаха движутся по прямой в одну и ту же сторону, черепаха находится на расстоянии 1000 метров впереди Ахиллеса. Ахиллес бежит в 10 раз быстрее, чем ползёт черепаха (Ахиллес никогда не догонит черепаху)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
Цель:развитие самостоятельности и мыслительных операций, творческих способностей обучающихся;Задачи:- Формировать умения решать задачи на смекалку и математические задачи шутки;- Находить нетрадиционн...
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач- смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач- смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов...