Роль и место дидактических игр в образовательном пространстве младшего школьника
статья по теме
В статье рассмотрены некоторые аспекты научно-методического подхода к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. А также ценность, роль и место игры в формировании учебной деятельности у учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место дидактических игр в образовательном пространстве младшего школьника.
Личностный подход, лежащий в основе организации современного образовательного процесса, предполагает исходную ориентацию педагогов в свойствах и качествах личности, которые многообразно представлены уже у дошкольника, а тем более – у младшего школьника.
При поступлении в школу , дети, как говорят психологи оказываются в новой «социальной ситуации развития» . Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая сменяется учебной, что часто отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра. Именно она позволяет «размыть» грань между игрой и учебой.
Этапные периоды детства (с характерной для каждого своей основной формой жизнедеятельности) не отделены друг от друга жесткими границами. Так непосредственно-эмоциональное общение порождает нашу мимику. Предметное детство (когда с игрушкой связана определенная работа рук ребенка) приводит к жестикуляции, пантомиме Игровое детство одаривает ребенка наглядно-образным мышлением. Соединяясь с отвлеченным и словесно-логическим, оно существует уже вне предметного мира, но сохраняет его реальность и необходимую с ней связь.
Вот, почему А.С.Макаренко говорил, что каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Вот почему у нас на слуху слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что мы все родом из детства.
Имея ввиду психофизиологические особенности ребенка младшего школьного возраста, учителю начальных классов приходится владеть не только методами и приемами формирования учебной деятельности школьников, но и технологиями организации и проведения игр.
Особенности игровых технологий, используемых в работе с младшими школьниками, состоят в том, что они сочетают в себе функции пропедевтики, профилактики и коррекции недостатков учебной деятельности детей, формируют психофизические функции ребенка, развивают их интеллектуальные умения, личностные качества. Поэтому естественное сочетание игры и учебной деятельности связано с успешностью решения проблемы преемственности в обучении и развитии детей и одновременно с решением проблемы формирования содержательных и процессуальных составляющих знаний и умений учащихся. Не меньшее значение имеет и то, что взаимодействие игры и учения конструктивно сказывается на умении учиться, самостоятельно приобретать знания, что необходимо как в школе, так и за ее пределами на протяжении всей жизни.
Дидактическая игра-это форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное(познавательное) и игровое (занимательное). Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. В отличие от учебных заданий, в дидактической игре, познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно-учащиеся овладевают новыми знаниями и повторяют пройденное, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована для играющего, мотивом его выполнения становится естественное стремление играть.
Так, например, дидактические игры по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала, развитие внимания, памяти, логического мышления, умения обобщать и классифицировать, развивать вычислительные навыки. Также они ведут к систематизации жизненного опыта, повышают интерес к предмету.
Правильное (продуктивное) чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками. Дидактические игры в период обучения грамоте помогают успешному овладению звуками родного языка, запоминанию графического облика букв, формированию навыка плавного слогового чтения у начинающего читателя, расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов, слов.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, проводит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. А анализ игры, подведение результатов формирует навыки контроля, самоконтроля, оценочные действия. Через систему дидактических игр, типовых учебных заданий, содействующих достижению поставленной цели и решению образовательных задач, происходит формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных умений у младшего школьника.
Кроме того, в игре (в том числе в самостоятельной) дети демонстрируют самые разнообразные игровые качества, непосредственно связанные с особенностями темперамента и характера, условиями воспитания. Поэтому наблюдение за детским поведением позволяет учителю определить, к какому типу игроков относится каждый из них: добродушные игроки, игроки-таланты, организаторы, вожаки, а также подражатели, выскочки, хвастуны и др. Это позволит правильно выстраивать собственную тактику игрового воздействия.
Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков. При этом надо заметить , что игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа, а также во внеурочной деятельности учащихся.
Если игра используется на уроке введения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание детей на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приемов, В системе уроков по теме следует подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, поисковую и контролирующую.
Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой индивидуальной. Применения той или иной также может соотноситься с типом урока. Так при объяснении нового материала или первичным закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной.
Ценность игры в образовательном пространстве ребенка очевидна, поэтому педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно и целесообразно соотнесено с другими видами его деятельности, эффективно и дозированно использовано. Правильно подобранную и умело проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой необходимо для адаптации к изменяющимся ситуации и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон их развития. Гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Использованная литература:
1.Н.Я.Чутко «Формирование учебной деятельности в начальной школе» Москва «Просвещение» 2007г.
2.О.А. Степанова «Дидактические игры в начальной школе» Москва «Творческий центр» 2005г.
3.Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике» Москва «Просвещение» 1989г
4. Н.К.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «Вако» 2006 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Дидактические игры по экологии для младших школьников
Материал содержит методические рекомендации по проведению экологических игр с младшими школьниками на природе и в классе....
Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»
В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....
Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников
Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...
Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников.Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель, воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №280 г. Санкт- Петербург
Статья " Роль дидактических игр в личностном развитии младших школьников"....
Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников
Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматриваются вызовы современных технологий дополненной реальности и возможности их применения в образовательной среде. Описываются возможности Интернет-сервисов в работе учителя и классног...