"Семья и школа:пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"
статья по теме
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Средняя Общая Образовательная Школа № 78
"Семья и школа: пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"
Работу выполнила
Целищева Надежда Олеговна
учитель начальных классов
89043970176
г. Нижний Новгород
2013г.
Содержание
§1. Введение ............................................................ 3-5
§2. Работа в школе и в классе ................................. 6-9
§3. Заключение .........................................................9-10
§1.
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательное - развивающее, формирующее, здоровье сберегающее, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя применить к другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка обучающихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не должны критиковать ребенка в негативной форме. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – разумное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Необходимо чтобы эти субъекты могли понимать друг друга, помогать в воспитании ребенка и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Идеалом, к которому стремится семья, школа и все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями:
- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей;
-ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися;
-привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
-формирование у родителей потребности в самообразовании;
- ознакомление учителей с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитываться определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по трем направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
§2. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Совместная работа с родителями в нашей школе спланирована по трём основным блокам :
- Повышение уровня психолого –педагогических знаний:
- лекции, семинары;
- индивидуальные консультации;
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания общешкольные и классные;
- помощь в укреплении материально- технической базы;
3. Участие родителей в управлении школой:
- Совет школы;
- Классные родительские комитеты;
Целью совместной работы является: расширение организованного воспитательного воздействия на обучающихся.
Задачи:
В работе с родителями:
— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
В работе с педагогами:
— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Согласно этим направлениям в моем классе происходит взаимодействие с родителями. Один раз в месяц проходят родительские собрания. Один раз в четверть проходят всеобучи для родителей. Форма проведения родительских собраний варьируется в зависимости от целей и задач и с использованием современных технических средств. Это: родительские тренинги, круглые столы, практикумы, родительские вечера, лекции. Родительское собрание является одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
- Психолого - педагогическое просвещение.
- Обсуждение организационных вопросов.
- Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
В нашем классе посещаемость родительских собраний высокая и составляет 92%. Постоянно с родителями и учениками ведется индивидуальная работа. Проводимая диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку
Очень эффективная форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей - классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы и совместно с классным руководителем и планирует, готовит и проводит всю работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. В нашем классе заседания родительского комитета проходят каждую неделю, что позволяет организовать деятельность класса более эффективной.
Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность. Родители нашего класса не только активно участвуют в классных мероприятиях, но и так же в школьных мероприятиях. Например: по собственной инициативе рисуют поздравительные открытки ко дню учителя, новому году, являются активными участниками всех классных и школьных мероприятий, ведут летопись класса, организуют экскурсионные поездки с классом, для выступления детей шьют и покупают костюмы, с удовольствием поддерживают традиции школы и класса и др.
Особенно приятным явилось, то что по итогам 2012/2013 года наш класс был признан лучшим классным коллективом и в этом большая заслуга родителей класса.
§3. В заключение хочется отметить, что работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители - это основные участниками образовательного процесса, с которые делят с учителем усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью, поэтому родители должны чувствовать, что они нужены школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь системный подход, при котором родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся активными участниками образовательного процесса. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Анализ воспитательной работы нашего класса показал, что в настоящее время сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей; общешкольные и классные мероприятия с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных экскурсионных поездок и т.д.
Я, как классный руководитель считаю, что эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Именно от этого взаимодействия зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...
Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...
«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия».
Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произ...
" Семья и школа:пути эффективного взаимодействия"
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...
Выступление на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
В данной теме освещены актуальные ответы на вопросы учителей начальных классов: Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с...