Формирование у обучающихся коммуникативных УУД (умение кооперации) с помощью схематизации
учебно-методический материал

В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. а это означает, что будут развиваться и коммуникативные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_obuchayushchihsya_kommunikativnyh_uud.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД

(умение кооперации) с помощью схематизации

Эффективным средством формирования таких коммуникативных УУД, как умения кооперации, является групповая работа. Организовать групповую работу на уроке помогают организационно-деятельностных схемы, которые и определяют алгоритм действия каждого члена группы.

Приобщать обучающихся к работе по организационно-деятельностным схемам можно уже в 1 классе. Сначала вводятся работы учеников в парах.

Варианты организационно-деятельностных схем работы учеников в парах

Первая схема показывает, что в паре дети будут работать поочередно, выполняя разные роли («слушатель», «рассказчик»). Если сначала один говорил, читал, рассказывал, а другой слушал, то потом меняются ролями.

Вторая схема определяет такую форму парной работы, когда оба ученика работают одновременно над выполнением одного (чаще творческого или проблемного задания).

После ознакомления детей с данными схемами учащимся предлагается выбор той схемы, по которой они будут работать над тем или иным заданием. Как правило, в зависимости от предлагаемого задания ученики четко выбирают нужную схему.

Организационно-деятельностные схемы работы учеников в группе

После освоения младшими школьниками правил парной работы начинается их обучение в группе. Сначала следует ознакомить учащихся с каждой организационно-деятельностной схемой работы в группе. Затем можно предложить ученикам выбрать форму групповой работы самостоятельно, в зависимости от выполняемого задания. При комплектовании групп педагогу нужно помнить, что четырех человек в группе достаточно, чтобы все ее участники могли проявить себя в работе.

Схема «Цепочка»        Схема «Один за всех и все за одного»

Схема «Цепочка» вводится первой, поскольку она является логическим продолжением парной работы – работа в группе происходит в парах сменного состава. В каждой паре ученики поочередно выполняют две роли. Этой формой работы целесообразно пользоваться, когда необходимо освоить какой-то небольшой по объему, но очень важный по содержанию материал (например, правила, правописание словарных слов, табличные случаи умножения). В результате у каждого члена группы в тетради будет весь объем учебного материала, поделенный вначале между участниками. Дети дали название этой схеме «Цепочка».

Вторая схема вводится для того, чтобы учащиеся учились определять и различать функции разных членов группы. Так, при выполнении заданий по заданной схеме сначала группа определяет алгоритм действий, а затем один член группы их выполняет. Это может быть, например, моделирование, когда на группу дается только один комплект моделей, работать с которыми может один человек, а остальные будут помогать ему в этом. Чтобы остальных не обидеть, можно сразу оговорить, что для первого задания модель составляет один член группы, а для второго – второй член группы и т.д. В результате выполнения четырех небольших по объему заданий каждый из членов группы получит возможность побывать в позиции «главного» (ведущего). Эту схему назвали «Один за всех и все за одного».

Схема «Мы – команда!»        Схема «Мы такие разные»

Схема «Мы – команда!» подходит для выполнения заданий проблемной, исследовательской и творческой направленности, когда все «равноправны». Участники пытаются сделать все возможное для выполнения задания.

Последняя организационно-деятельностная схема вводится последней, когда учащиеся научатся достаточно хорошо работать в группе. Разные цвета человечков показывают, что каждый из членов группы выполняет свою роль (держит свою позицию) при решении одного общего задания. Дети назвали эту схему работы «Мы такие разные».

При ее введении оговаривается: необходимость каждой позиции, алгоритм действия члена группы, находящегося в данной позиции, особенности оценки его действий.

На этапе введения этой схемы (впрочем, так же, как и при введении предыдущих схем) важен не столько тот продукт, который предоставит группа, сколько сам анализ деятельности группы в целом и каждого члена в отдельности в соответствии с той позицией, которую он занимал. Поэтому вводить каждую форму групповой работы лучше на простом предметном содержании, чтобы не страдало освоение предметных умений.

Роли (позиции) учеников могут быть разными:

- руководитель группы – главный организатор группы – собирает группу, организует место ее работы, обеспечивает необходимым материалом и оборудованием, приготовленным учителем для всех групп на отдельном столе;

- докладчик представляет результат работы группы на общем заседании; он же является оформителем, если это необходимо для выступления от группы: фиксирует на бумаге все, что говорится в группе, в удобном для него формате (на рисунке, схеме, в таблице);

- организатор общения следит за тем, чтобы все в группе высказались, поняли друг друга, чтобы группа работала тихо; не позволяет грубого отношения членов группы друг другу;

- эксперт сам активно работает в группе, наблюдает за тем, как все исполняют свои роли, по окончании деятельности оценивает работу всех членов группы, кроме себя (его оценивает вся группа).

После отработки всех типов групповой работы учащиеся сами выбирают ту схему, по которой они будут выполнять задания. Конечно, стоит договариваться об одной схеме для всех групп, иначе сложно будет подводить итоги работы.

Оценка деятельности членов группы

После окончания групповой работы и обсуждения ее результата на общем заседании в таблице «Оценка работы в группе» эксперты оценивают деятельность каждого члена группы по выполнению его роли.

В столбце «оценка» эксперт фиксирует балл:

- 2 балла – участник полностью справился со своей ролью;

- 1 балл – справился с ролью лишь частично;

- 0 баллов – не справился с ролью.

Оценка работы в группе

ФИО

Роль в группе

Оценка работы

Руководитель

Докладчик

Организатор общения

Эксперт

Состав группы сохраняется, пока каждый из учащихся не побывает во всех ролях. Учитель по табличкам видит, с какой ролью ребенок справляется, а с какой нет. Поскольку состав групп периодически меняется, то можно проследить, в каком составе ребенку работается комфортнее, а где он не мог раскрыться в полной мере. Это позволяет понять картину межличностных отношений в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умений кооперации посредством схематизации.

В статье подробна описана методика обучения младщих школьников парной и групповой работе с использованием оргдеятельностных схем....

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО

Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы....

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с  окружающим миром и его информационными потоками, но отыскиват...

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке...

Формирование социально-трудовых, коммуникативных и учебно-познавательных умений обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Доклад на педсовете по формированию социально-трудовых, коммуникативных и учебно-познавательных умений обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС....

Развитие умений кооперации посредством групповой работы

Описание методики, позволяющий организовать эффективную групповую работу....