Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.
статья
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.
Смолка Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smolka_l.v.docx | 73.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.
Смолка Л.В.
Приступая к работе с первоклассниками в рамках реализации ФГОС НОО, нужно чётко осознавать цель обучения учащихся - это достижение оптимального общего развития каждого ребенка, при сохранении его психического и физического здоровья. [1,38]
Мою учебно-воспитательную работу отличает вера в каждого ребенка, в его силы. При этом я, учитываю, что развитие каждого ребенка идет неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей и субъективных факторов. Я принимаю каждого ребенка таким, каков он есть, видя в каждом неповторимую личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Растущая личность испытывает потребность в чём-либо, при её удовлетворении начинает действовать схема:
Взаимодействие с окружающей
средой
действия
мотивы потребности
В процессе чего происходит усвоение личностью социального опыта и развития.
Таким образом, я в своей деятельности опираюсь на следующие позиции при организации учебно-воспитательного процесса:
- превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
- перенесение акцента с преподавания на учение;
- использование не только познавательной, но и разнообразной потребностной и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
- ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся;
- активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, выхода субъекта в субъективную позицию;
- перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования самоуправляющих механизмов личности и способов умственных действий;
- систематическое и последовательное формирование обще-учебных умений и навыков.
Исходя из этой позиции в своей воспитательной работе мне пришлось опираться на:
- уровень межличностных отношений в семье (отношение родителей к ребенку и школе);
- сформированность мотивационной сферы процесса учения;
- особенности психического склада личности (уровней развития процессов мышления, восприятия, памяти, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
- сохранение и укрепления психического и физического здоровья учащихся. [2,81]
В начале учебного года, по результатам мониторинга УУД «Школьный старт», формируются группы учащихся по уровням сформированности каждого умения (планирование, оценка, анализ, синтез и т.д.) двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Это позволяет подобрать для каждой группы детей необходимые для их развития задания, задать нужную степень самостоятельности, достичь «ситуации успеха» каждому ученику. «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий. [3,12]
Опыт моей работы показал, что умение работать вместе у учеников формируется постепенно, в процессе общения.
Общение – основа межличностных отношений, поэтому со своей стороны я стараюсь создавать доверительную атмосферу обучения, основанную на уважении личности ученика, вниманию к его внутреннему миру, т.е. личность школьника формируется не путем правил поведения , а в реальных отношениях и поступках. Мною ребятам были предложены «Законы жизни нашего класса», которые были обсуждены и единогласно приняты.
Важнейшим условием развития навыков межличностного общения является формирование диалогических отношений в системе учитель → ученики, ученик → ученики, как основы межличностного общения. [4,121]
Первой задачей обучения, было научить детей работать в парах. Причем, пары были непостоянного состава. Состав пар менялся в зависимости от места ученика в классе и в зависимости от уровня обученности. Так, каждые две недели дети менялись рядами по вариантам, т.е. I становился VI и т.д., что позволило ускорить процесс привыкания учеников друг к другу и способствовать сохранению зрения.
Работа в парах чаще всего проводилась на этапах уроков закрепление знаний и способов действий, важным условием такой работы было научить ребят качественно оценивать работу друг друга, аргументировать оценку. В этом большую помощь ребятам оказали речевые клише (Я согласен..., мне кажется…, есть другое решение... и т.д.).
Наблюдение за ребятами во время такой работы позволило выявить значительные изменения в поведении детей. Они стали терпимее друг к другу, выслушивали мнение товарищей по разным вопросам, а главное поняли, что они сами, т.е. каждый может добиваться положительных результатов в развитии.
Таким образом, межличностное общение в системах "учитель-ученики» и «ученик-ученик» имеет следующие особенности:
Организационные:
- Говорят все;
- Все общаются;
- Рабочий шум;
- Сменное рабочее место.
Дидактические:
- Обучение учащимися, учитель – консультант;
- Разные темпы и материал;
- Полная самостоятельность;
- Сотрудничество – основа обучения;
- Усвоение и применение максимально приближены.
Развивающие:
- Ученик субъект + объект обучения;
- Обучения в соответствии с индивидуальными способностями;
- Спонтанный характер развития;
- Ученики выступают, рассуждают, доказывают;
- Происходит развитие способностей и взаимообучения.
Воспитательные:
- Работает на себя и других;
- Отношение ответственной зависимости.
Все учащиеся нашего класса ежегодно являются победителями и призёрами конкурсов различных уровней (более 50 дипломов) . Ещё в первом классе мои ученики увлеклись исследованием проблемы здорового питания. Они индивидуально работали над проектами о питательной ценности мёда, пользе молока группы компаний «Агро-Белогорье», которое поставлялось прямо от коров в молокоматы и было более вкусным и полезным. В этом году мы планируем изучать полезные свойства йодированного молока производителя «Томмолоко». Наш проект по программе «Разговор о правильном питании» занял второе место в областном конкурсе.
Таким образом, у моих учеников в процессе межличностного общения формируются положительная мотивационная потребность в обучении, в саморазвитии и самосовершенствовании себя не только в познании, но и в общении, в признании себя другими, в самовыражении.
Тот факт, что дети с удовольствием ходят в школу, испытывают потребность в общении с одноклассниками, ждут уроков, где они работают в парах и группах, знают, что помогая другим, учатся сами, даёт право признать особенности формирования межличностных отношений с целью формирования положительной мотивационной сферы учащихся оптимальными для каждого ученика в сферах общения «учитель-ученик», «ученик - ученики».
Список литературы:
- А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
- Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология – Красноярск, 1998г
- Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р.Битяновой. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева.) М.: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр...
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...
Формирование положительной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Текст статьи. ...
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся....