Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС
статья по иностранному языку на тему
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков учащихся
в рамках реализации ФГОС
Слободяник Светлана Вячеславовна
Москва 2015
Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вышла в XXI век – век бума новых технологий. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.
Современные методы преподавания иностранного языка основываются на творчестве, самостоятельности учащихся, на взаимодействии учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется, вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом. Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Основным положением, которое объединяет различные направления в методике и различные традиции в преподавании, является идея обучения иностранному языку как средству общения, а также идея общения как средства обучения языку. Однако обучение языку не должно превращаться в неосознанную тренировку в коммуникативном использовании языка. Все чаще в современных концепциях обучения языку коммуникативный подход органически сочетается с сознательной систематизацией языковых явлений в процессе обучения.
Современные методы обучения стремятся формировать у учащихся ценностное отношение к языку, раскрывать его как отражение социокультурной реальности, как феномен культуры, национальной и общечеловеческой. Это один из основных путей к созданию (через изучение языка) эффективной основы для интернационального взаимопонимания.
Для большинства существующих концепций изучения языка бесспорна и необходимость опоры на умения самостоятельной деятельности учащихся, которые обеспечивают в свою очередь формирование творческой активности ученика.
Согласно дидактике не существует таких универсальных методов и средств обучения, которые бы всегда давали успех. И ни один из методов обучения, будучи использован сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Применение любых методов обучения должно осуществляться не само по себе, а в контексте педагогической системы, с учетом ее элементов и особенностей, контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения и т.д. Применение того или иного метода должно быть методически обеспечено, без чего его обучающие возможности не будут реализованы.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что учителю иностранного языка требуется знать: возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на будущее; свой предмет, который предполагает не только знание самого языка, но и знание психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языковых средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение, а также особенности современных методов обучения. Для того, чтобы осуществить обоснование выбора методов, необходимо, прежде всего, знать возможности и ограничения всех методов обучения иностранному языку, понимать, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для каких задач они бесполезны или малоэффективны.
Развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта способствуют:
- создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации;
- проведение нестандартных уроков;
- создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду;
- включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке;
- сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации;
- развитие творчества, умения работать и различными источниками информации;
- внедрение аутентичного материала на уроках;
- проведение внеклассной работы по предмету как шаг к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Важными принципами обучения ИЯ в современной школе являются:
1. Коммуникативная направленность в обучении ИЯ.
Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ - уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На уроках необходимо создавать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток.
Всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал.
2. Соблюдение деятельностного характера учебного процесса.
Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Этот принцип проявляется в ролевых играх и проектной деятельности. Различные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые, как способы подготовки к условиям реального общения. Проектная деятельность также способствует развитию коммуникации учащихся. Так, дети изготавливают поздравительную открытку иностранному другу в парах; ведут диалог- знакомство.
3. Личностно-ориентированный характер обучения проявляется в осознании школьниками их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку. Важно побуждать детей к использованию языка, дифференцировать задания по уровню сложности.
4. Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применяются также лексические, грамматические, фонетические игры. Частой формой уроков бывает - игра-путешествие. Данная технология отлично работает в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран как герой английского или американского мультфильма так и выдуманные персонажи - все это приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления.
5. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая моих уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей. А также – использование презентаций, видео материалов, символики англо-говорящих стран, плакатов и постеров.
6. Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использовании в разумных пределах лингвострановедческих сведений и фактов. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Необходимо привать любовь к своей стране посредством английского языка. При изучении темы «Еда» выясняется, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blini, borshch, . Важными считаю, привитие любви к Родине через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. Говоря о достопримечательностях России, делается сравнение с английскими странами.
Так, на уроках происходит знакомство с флагами, гимнами своей и англо-говорящих стран, этикетные диалоги, знакомство с пословицами и т.д.
7. Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др. Я подбираю для чтения и аудирования тексты из аутентичных источников разных типов: стихотворения, реальные письма детей из стран изучаемого языка. С самого начала обучения ведется знакомство с песенками на английском языке. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании.
8. Использование информационных технологий на уроках ИЯ.
Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств. На уроках также могут использоваться видео программы для учащихся.
9. Формирование информационной компетентности учащихся.
С внедрением в школы компьютеров, интернета, необходимо идти в ногу со временем. Интернет помогает в подборе видео материалов для уроков. Аутентичный материал Интернета языковой, культуроведческий, страноведческий - неоценимая основа практики языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Основная задача учителя – направлять ученика, учить выбирать необходимый материал в огромной сети Интернет.
Я убеждена, что участие школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня является одним из путей повышения интереса к английскому языку. Такие олимпиады как «Британский бульдог «Олимпус», и многие другие помогает учащимся приобрести уверенность в своих силах и способностях.
10. Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя скуку на уроке и положительно влияя на развитие коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают мне специальные приемы. Так, например, элементы неожиданности или сюрпризы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены и продуманы. Может появиться почтальон-ученица с письмом, если речь идет о младших школьниках, или можно пригласить на урок сказочного персонажа -фею или студенты, которые учатся в институте на факультете иностранных языков, побывавшие заграницей и начинается разговор о школе и любимых предметах и т д. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны.
Домашние задания с творческой направленностью играют немаловажную роль. Учащиеся составляют свои высказывания по разным темам, пишут письма разного характера зарубежным друзьям, делаем переводы английских стихотворений, заполняют анкеты, поздравительные открытки к праздникам.
Внеклассная работа по предмету - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем.
Популярны такие английские праздники, как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day”. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование творческой инициативы школьников.
12. Здоровье сберегающие технологии на уроках.
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка. Во начальных классах проводятся физминутки. Используются различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, приседания, прыжки, бег на месте, ходьба и т.д.).
Современный урок английского языка в свете требований ФГОС.
Итак, он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.
Урок – это работа души и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.
Таким образом, современный урок английского языка - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Список литературы.
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010.
2. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2003. № 5. - С. 38-40.
3. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: Тетра Системс, 2007. - 352 с.
4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30.
5. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.
6. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение,1985. - 208 с.
7. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.
8. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.
9. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр...
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)
В прошлом году в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...
Развитие коммуникативных навыков учащихся при реализации программы "Две недели в лагере здоровья" (конкурсная работа).
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, н...
Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ
Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...
Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС НОО
Формирование и развитие ребёнка как личности ; наблюдения за современными школьниками; учебное взаимодействие; дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД ....