Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
статья по теме
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_voshozhdenie_dokument_microsoft_office_word_2.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс педагогических идей
«Инновации в образовании»
г. Казань
Иванова В.Е., учитель начальных классов
Ноябрь 2011 года
Применение кейс-технологии в групповой работе, направленное на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения
Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты.
Приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Для формирования универсальных учебных действий необходимы новые технологии, в том числе кейс – технология, применение которой формирует у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.
Почему так важно апробировать кейс-технологию?
Она способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, что является составляющей фундаментального ядра содержания образования младших школьников.
Кейс-технология достаточно сложное явление в методике преподавания.
Данная технология состоит из различных методов:
а) Метод инцидентов.
Цель метода – поиск информации самим учеником, и как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Данная форма работы требует много времени.
Может применяться в старшей школе.
б) Ситуационно - ролевая игра.
Цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Часто используется в начальной школе.
в) Метод разбора деловой корреспонденции.
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме.
Не возможен в начальной школе, однако в младших классах даются основы работы с деловой статьёй на уроках окружающего мира, что имеет огромное значение для дальнейшей работы в средней школе.
г) Метод дискуссии.
Дискуссия – обмен мнениями, по какому – либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
д) Метод кейс - стади
Метод основан на разборе конкретных ситуаций.
е) Игровое проектирование.
Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Широко используется в начальной школе.
Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.
Какие же формируются навыки у учащихся или как записано в ФГОС второго поколения универсальные учебные действия?
Формируемые навыки:
- аналитические
- практические
- творческие
- коммуникативные
- социальные
- самоанализ
Именно они обеспечивают реализацию УВП в технологии сотрудничества учителя и уч-ся, а не командной формы обучения.
При создании кейса следует учитывать:
1)Для кого и с какой целью пишется кейс?
2)Чему должны научиться дети?
3)Какие уроки они из этого извлекут?
Представляю этапы, которые отражают классическую форму работы учащихся с кейсом:
I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап – выделение основной проблемы;
III этап – предложение тем для «мозгового штурма»;
IV этап – анализ последствий принятия решения;
V этап – решение кейса
Учитель в свою очередь: даёт «ключи» к разгадке в форме дополнительных вопросов, сам даёт ответ или ничего не предпринимает, пока учащиеся работают над проблемой.
По тестовым методикам было выявлено отношение учащихся к использованию кейс-технологи. Критерии, отобранные для исследования результатов использования новой организации и технологии обучения, определяли:
- эмоциональное состояние учащихся на уроке;
- степень восприятия учащимися новой организации учебной деятельности;
- освоение учащимися учебного материала;
- формирование умений учебной деятельности и коллективной работы.
Учащимся была предложена анкета «Твоё отношение к использованию на уроках технологии кейс – обучение» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушен, в) не нравится.
Были получены следующие результаты:
нравится – 66%,
не нравится – 11%,
равнодушны – 23%.
Итоги анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся положительно относятся к применению на уроках технологии кейс-обучения.
Можно предположить, что кейс-обучение в групповой форме повышает интерес к предмету, позволяет детям самим включаться в процесс исследования, самим получать знания, добиваться поставленной цели, самим искать ответы на поставленные вопросы.
Анализ диагностических работ в классах, где проводились уроки с использованием технологии кейс-обучение в групповой форме и в классах, где кейс-обучение не применялось, показал, что результаты их не очень отличаются.
Однако точно можно отметить изменения в учебных умениях учащихся. Было установлено, что:
- выделять главное в тексте могут – 62%
- уверенно работать со справочной литературой – 40%
- находить нужную информацию в учебнике – 60%.
Таким образом, можно отметить, что учащиеся более уверенно находят необходимую для них информацию, ставят вопросы к тексту. В итоге дети учатся получать знания самостоятельно.
В результате работы я пришла к выводу, что использование технологии кейс-обучение в групповой форме:
- формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту
- развивает мыслительную деятельность учащихся
- способствует применению на практике полученных знаний
- учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.
Метод кейс-обучение в групповой форме способствует:
- активизации деятельности учащихся на уроках
- развитию познавательной деятельности
- лучшему запоминанию изученного материала
- развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).
Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения
Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"
В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации....