Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
статья по теме

Иванова Виктория Евгеньевна

Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_voshozhdenie_dokument_microsoft_office_word_2.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс педагогических идей

 «Инновации в образовании»

г. Казань

Иванова В.Е., учитель начальных классов

Ноябрь 2011 года

 Применение кейс-технологии в групповой работе, направленное на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты.

 Приоритетной целью образования становится развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Для формирования универсальных учебных действий необходимы новые технологии, в том числе кейс – технология, применение которой формирует у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.

Почему так важно апробировать кейс-технологию?

Она способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, что является составляющей фундаментального ядра содержания образования младших школьников.

Кейс-технология достаточно сложное явление в методике преподавания.

Данная технология состоит из различных методов:

а) Метод инцидентов.

Цель метода – поиск информации самим учеником, и как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом. Данная форма работы требует много времени.

Может применяться в старшей школе.

б) Ситуационно - ролевая игра.

Цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Часто используется в начальной школе.

в) Метод разбора деловой корреспонденции.

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме.

Не возможен в начальной школе, однако в младших классах даются основы работы с деловой статьёй на уроках окружающего мира, что имеет огромное значение для дальнейшей работы в средней школе.

г) Метод дискуссии.

Дискуссия – обмен мнениями, по какому – либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

д) Метод кейс - стади 

Метод основан на разборе конкретных ситуаций.

е) Игровое проектирование.

Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Широко используется в начальной школе.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Какие же формируются навыки у учащихся или как записано в ФГОС второго поколения универсальные учебные действия?

Формируемые навыки:

  1. аналитические
  2.  практические
  3.  творческие
  4.  коммуникативные
  5.  социальные
  6.  самоанализ

Именно они обеспечивают реализацию УВП в технологии сотрудничества учителя и уч-ся, а не командной формы обучения.

При создании кейса следует учитывать:

1)Для кого и  с какой целью пишется кейс?

2)Чему должны научиться дети?

3)Какие уроки они из этого извлекут?

Представляю этапы, которые отражают классическую форму работы учащихся с кейсом:

I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап – выделение основной проблемы;

III этап – предложение тем для «мозгового штурма»;

IV этап – анализ последствий принятия решения;

V этап – решение кейса

Учитель в свою очередь: даёт «ключи» к разгадке в форме дополнительных вопросов, сам даёт ответ или ничего не предпринимает, пока учащиеся работают над проблемой.

По тестовым методикам было выявлено отношение учащихся к использованию кейс-технологи. Критерии, отобранные для исследования результатов использования новой организации и технологии обучения, определяли:

  1. эмоциональное состояние учащихся на уроке;
  2. степень восприятия учащимися новой организации учебной деятельности;
  3. освоение учащимися учебного материала;
  4. формирование умений учебной деятельности и коллективной работы.

Учащимся была предложена анкета «Твоё отношение к использованию на уроках технологии кейс – обучение» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушен, в) не нравится.

Были получены следующие результаты:  

        нравится – 66%,

        не нравится – 11%,

        равнодушны – 23%.

        Итоги анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся положительно относятся к применению на уроках технологии кейс-обучения.

Можно предположить, что кейс-обучение в групповой форме повышает интерес к предмету, позволяет детям самим включаться в процесс исследования, самим получать знания, добиваться поставленной цели, самим искать ответы на поставленные вопросы.

        Анализ диагностических работ в классах, где проводились уроки с использованием технологии кейс-обучение в групповой форме и в классах, где кейс-обучение не применялось, показал, что результаты их не очень отличаются.

        Однако точно можно отметить изменения в учебных умениях учащихся. Было установлено, что:  

- выделять главное в тексте могут – 62%

- уверенно работать со справочной литературой – 40%

- находить нужную информацию в учебнике – 60%.

              Таким образом, можно отметить, что учащиеся более уверенно находят необходимую для них информацию, ставят вопросы к тексту. В итоге дети учатся получать знания самостоятельно.

В результате работы я пришла к выводу, что использование технологии кейс-обучение в групповой форме:

- формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту

- развивает мыслительную деятельность учащихся

- способствует применению на практике полученных знаний

- учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

              Метод кейс-обучение в групповой форме способствует:

- активизации деятельности учащихся на уроках

- развитию познавательной деятельности

- лучшему запоминанию изученного материала

- развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения

Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"

В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации....