Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.
статья
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smolka.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.
Л.В. Смолка
МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»
Приступая к работе с первоклассниками, нужно чётко осознавать цель обучения учащихся по системе Л.В. Занкова: - это достижение оптимального общего развития каждого ребенка, при сохранении его психического и физического здоровья.
Мою работу по системе Л.В. Занкова отличает вера в каждого ребенка, в его силы. При этом я, учитываю, что развитие каждого ребенка идет неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей и субъективных факторов. Я принимаю каждого ребенка таким, каков он есть, видя в каждом неповторимую личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Растущая личность испытывает потребность в чём-либо, при её удовлетворении начинает действовать схема:
Взаимодействие с окружающей
средой
действия
мотивы потребности
В процессе чего происходит усвоение личностью социального опыта и развития.
Урок в системе Л.В.Занкова строится «от учеников», т.е. учитель совместно с учениками обсуждает план урока, подводит учеников к постановке цели и задач урока, позволяет ученикам выбирать наиболее значимые, для него вид и форму учебного содержания. В свою очередь успешное решение трудных проблем поддерживается мощным включением методов и приемов положительного стимулирования, обращением к педагогике – сотрудничества.
Таким образом, я в своей деятельности опираюсь на следующие позиции при организации учебного процесса:
- превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
- перенесение акцента с преподавания на учение;
- использование не только познавательной, но и разнообразной потребностной и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
- ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся;
- активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, выхода субъекта в субъективную позицию;
- перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования самоуправляющих механизмов личности и способов умственных действий;
- систематическое и последовательное формирование обще-учебных умений и навыков.
Исходя из этой позиции в своей работе мне пришлось опираться на:
- уровень межличностных отношений в семье (отношение родителей к ребенку и школе);
- сформированность мотивационной сферы процесса учения;
- особенности психического склада личности (уровней развития процессов мышления, восприятия, памяти, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
- сохранение и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Опыт моей работы показал, что умение работать вместе у учеников формируется постепенно, в процессе общения.
Общение – основа межличностных отношений, поэтому со своей стороны я стараюсь создавать доверительную атмосферу обучения, основанную на уважении личности ученика, вниманию к его внутреннему миру, т.е. личность школьника формируется не путем правил поведения , а в реальных отношениях и поступках. Мною ребятам были предложены «Законы жизни нашего класса», которые были обсуждены и единогласно приняты.
Важнейшим условием развития навыков взаимообучения является формирование диалогических отношений в системе учитель → ученики, ученик → ученики, как основы межличностного общения.
В своей работе я опиралась на следующие критерии развития диалогических отношений:
- Включенность в процесс обсуждения.
- Построение полных четких высказываний.
- Умение выразить свою мысль.
- Решение задач.
- Суждение, мнение, несогласие, удивление.
- Активное отстаивание и аргументирование своей точки зрения.
- Своевременность реакции на вопрос.
- Коммуникативно–рефлексивная позиция – преобразование ответов учащихся на вопросы учителя в вопросы к автору литературного произведения (например: в жанре сказок, басен).
- Возникновение собственного мотива высказывания.
Первым этапом обучения детей работать вместе, было научить детей работать в парах. Причем, пары были непостоянного состава. Состав пар менялся в зависимости от места ученика в классе и в зависимости от уровня обученности. Так, каждые две недели дети менялись рядами по вариантам, т.е. I становился VI и т.д., что позволило ускорить процесс привыкания учеников друг к другу и способствовать сохранению зрения.
Работа в парах чаще всего проводилась на этапах уроков закрепление знаний и способов действий, важным условием такой работы было научить ребят качественно оценивать работу друг друга, аргументировать оценку. В этом большую помощь ребятам оказали речевые клише (Я согласен..., мне кажется…, есть другое решение...и т.д.).
Наблюдение за ребятами во время такой работы позволило выявить значительные изменения в поведении детей. Они стали терпимее друг к другу, выслушивали мнение товарищей по разным вопросам, а главное поняли, что они сами, т.е. каждый может добиваться положительных результатов в развитии.
Таким образом, работа в парах имеет свои особенности:
- В момент общения (работы) один учащихся говорит, один-слушает.
- Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
- Ближайшая цель каждого участника занятий, и «ученика», и «учителя», - учить других всему тому, что он знает или изучает сам.
- Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других.
- Основной принцип работы - все по очереди учат каждого и каждый всех.
- Совпадение личных и коллективных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
- В этой деятельности развивается мотивационная ориентация содержания поисковой деятельности, организационно-процессуальная готовность учащихся.
Таким образом, межличностное общение в системах "учитель-ученики» и «ученик-ученик» имеет следующие особенности:
Организационные:
- Говорят все;
- Все общаются;
- Рабочий шум;
- Сменное рабочее место.
Дидактические:
- Обучение учащимися, учитель – консультант;
- Разные темпы и материал;
- Полная самостоятельность;
- Сотрудничество – основа обучения;
- Усвоение и применение максимально приближены.
Развивающие:
- Ученик субъект + объект обучения;
- Обучения в соответствии с индивидуальными способностями;
- Спонтанный характер развития;
- Ученики выступают, рассуждают, доказывают;
- Происходит развитие способностей и взаимообучения.
Воспитательные:
- Работает на себя и других;
- Отношение ответственной зависимости.
Таким образом, у моих учеников в процессе межличностного общения формируются положительная мотивационная потребность в обучении, в саморазвитии и самосовершенствовании себя не только в познании, но и в общении, в признании себя другими, в самовыражении.
Тот факт, что дети с удовольствием ходят в школу, испытывают потребность в общении с одноклассниками, ждут уроков, где они работают в парах и группах, знают, что, помогая другим, учатся сами, даёт право признать особенности формирования межличностных отношений с целью формирования положительной мотивационной сферы учащихся оптимальными для каждого ученика в сферах общения «учитель-ученик», «ученик - ученики».
Список используемой литературы
- А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
- Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология – Красноярск, 1998г
- Н.В.Нечаева , Н.Н.Рощина. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова. - Самара:2006г.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева.)
- Сартан Г.Н. Да – ответственности, нет – конфликтам!: Тренинг самостоятельности у детей. - Екатеринбург: У – Фактория. 2007г.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников, М. , 1999.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т., М.: НИИ школьных технологий 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся...
Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностика учащихся...
Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.
Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя сказ...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...
"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".
Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие локальные ак...
Становление мотивационной сферы учащихся младших классов
Этапы становления мотивационной сферы и комплекс педагогических условий формирования мотивации младших школьников Формирование мотивац...
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.
Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.Смолка Л.В....