Технология формирования типа правильной читательской деятельности
методическая разработка

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре творческой группы учителей начальных классов, работающих по программам ОС «Школа 2100».

(Хулапова Т.В. учитель – методист ОС «Школа 2100», учитель начальных классов МОУ «Гимназия №9»).

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

(Максимально  эффектно учит самостоятельному чтению).

Предполагает особую работу с текстом на уроке:

  • До начала чтения (приём антиципации).
  • Во время чтения (создание собственной читательской интерпретации);
  • Основные приёмы анализа текста – диалог с автором, комментированное чтение;
  • После чтения (корректировка интерпретации объективным авторским смыслом).

Что значит понять текст? Это вычитать из него все виды текстовой информации:

  1. Фактуальную (на поверхности текста, описание событий, героев текста).
  2. Подтекстовую: (Читаем между строк, догадываемся)
  3. Концептуальную (понимание замысла автора, мысли автора, чувства).

Идеальный читатель начинает размышлять над текстом до чтения и продолжает работать после чтения. Идеальный читатель не торопится, он не пропускает важные слова для понимания. Умеет и читает между строк. Внимание к слову является основой понимания текста. Объяснение лексического значения слова в контексте – золотое правило читателя.

       Планируя урок литературного чтения важно помнить, что главное на уроке чтения – это осознанность чтения, т.к. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.

       Во-вторых, нужно понимать. Что мы учим читать ребёнка не для нас, взрослых, а для него самого. А это значит, что его нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

       В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

       Конечно, обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Суть этого подхода состоит в формировании у детей правильного  типа читательской деятельности, который представляет собой «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Такой подход, как показывает опыт и наблюдения учителей, работающих в ОС «Школа 2100», действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

      Итак, этапов работы с текстами будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.

Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие такого важного читательского умения как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

  1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о теме, героях, содержании.
  2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

   Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать. Что чтение – это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено, потому что в тексте отсутствует интонация и логическое ударение, которые облегчают понимание устной речи.  Но в тексте есть знаки препинания, и показать детям их смысловую роль необходимо. Также важно показать, что сама последовательность высказываний в тексте может «накапливать смысл», что само слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания на уровне содержания.

  1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
  2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментированием. По ходу чтения (а не после) учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

По ходу чтения ведётся словарная работа (объяснение и уточнение значения слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, которые задаёт учитель по ходу чтения – это вопросы к автору. Ответы на которые нужно искать или в уже прочитанной части, или в той, которую ещё нужно прочитать. Таким образом, дети идут по тексту вслед за автором, Попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно «накапливаются смыслы» в тексте.

  1. Задаётся уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
  2. Такая же работа (шаги 1-3_ проводится по следующим фрагментам текста, пока текст не будет прочитан до конца. Если объём произведения большой, то домашнее детям – дочитать текст до конца, а следующий урок начинают с чтения вслух.
  3. Беседа по содержанию текста в целом, чтение более крупными фрагментами, выборочное чтение. Отвечаем на вопрос: в чём совпадали и в чём не совпадали первоначальные представления о теме и содержании текста, о развитии событий и героях?
  4. Выразительное чтение детей и учителя.

Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).

  1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла, спрятанного между строк.
  2. Рассказ о писателе.

Именно после чтения произведения, а не до. Поскольку это ляжет  на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе только углубит понимание произведения.

  1. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, замыслом автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
  2. Выполнение творческих заданий.

И, как ИТОГ урока:

Чьё произведение читали? С какими мыслями уходим с урока? Какое слово писателя заставит тебя ещё раз вернуться к этому произведению? Узнал ли ты о себе что-то новое? Хотел бы ещё  почитать произведения этого автора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии....

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Мастер-класс: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

Мастер-класс по программе "Школа-2100" проведён для учителей четвёртого класса на районном методическом объединении. Знакомит с новой технологией  работы на уроках литературного чтения по учебник...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...