Мастер-класс: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
по чтению (4 класс) по теме

Маркова Ирина Владимировна

Мастер-класс по программе "Школа-2100" проведён для учителей четвёртого класса на районном методическом объединении. Знакомит с новой технологией  работы на уроках литературного чтения по учебникам автора Р.Бунеева серии "Свободный ум". Будет полезна для работы коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Реализация требований ФГОС НОО средствами УМК  «Школа 2100».

Мастер-класс: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

Слайд 1

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

                                                         Слайд 2

Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС:
- Технология проблемно-диалогического обучения;
- Технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- Технология оценивания.

ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

                                                       Слайд 3

- Что такое ЧТЕНИЕ?

  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)

Из образовательной программы «Школа 2100»:

«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя,  человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

(Выделите ключевое словосочетание в данном тексте)

                                                     Слайд 4

-  Кого можно назвать «грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать на содержание текстов:

                - размышлять над содержанием

                - оценивать прочитанное

                - излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

(Выделите главную составляющую грамотности чтения)

                                                        Слайд 5

      Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

                                                          Слайд 6

Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

                                                          Слайд 7

     Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных  (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.

                                                           Слайд 8

 Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором

Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».

На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.

Этапов работы с текстом будет 3.

Внутри каждого этапа существует определённая последовательность «шагов».

Технология продуктивного чтения

Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Геннадия Цыферова « Как цыплёнок рисовал».

                                                       Слайд 9

I этап. Работа с текстом до чтения .

  Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.

  1. Прочитайте ключевые слова: (На доске)

цыплёнок

десять цветных карандашей

разноцветный котёнок

разноухую шапку

2. Работа с иллюстрацией.

- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?.

3. Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? ( Читали в «Букваре»  «Про чудака-лягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны.)

3. - Прочитайте название рассказа и предположите о чем он?  (Прогнозирование)

(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)

 4. Этап завершается постановкой цели:

«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
                                                         
Слайд 10

II этап. Работа с текстом во время чтения


1. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение

Хочется обратить внимание на  методический приём - первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения.  Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение  (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Подтвердились ли наши предположения?  - Кто герой этого текста?


2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

 1-й абзац

- Почему цыплёнок решил нарисовать одного разноцветного котёнка, а не 10 и не 5, как думал раньше?

2-й абзац

-Прочитайте, какой получился котёнок. ( Читайте медленно, вчитываясь в каждое слово, представь, что ты цыплёнок, рисуешь и меняешь карандаши)

- Продолжите предложение: котёнок получился смешной, потому что…

(был разноцветный)

3-й абзац

- Как объясняет сам художник, почему он нарисовал такого котёнка? Прочитайте.

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать Ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.

                                          Слайд 11

III этап. Работа с текстом после чтения

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

Это проблемный вопрос ко всему тексту:  

-Какой был цыплёнок? ( Г.Цыферов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк». ( Выдумщик, фантазёр, с чувством юмора)

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

 Вопросы по иллюстрации:

- Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста

- Кому понравилось, как рисовал цыплёнок? Почему?

А если бы животные умели говорить…- озвучьте иллюстрацию.

   Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Букваре» или « Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.

Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе ( окружающий мир, русский язык, математика, риторика)

Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

                                                       Слайд 12

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников  направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы: 

Предмет «Литературное чтение» прежде всего  способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова  формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных  универсальных учебных действий.

                                                   Слайд 13

          Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»

 в 1 классе являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

                                                                 Слайд 14

         Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

                                                                 Слайд 15

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

                                                               Слайд 16

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

                                                             Слайд 17

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

                                                            Слайд 18

          Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • различать рассказ и стихотворение.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

                                                Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология формирования типа правильной читательской деятельности

Раскрыты основные принципы,этапы данной технологии, условия её применения, достоинства и возникающие трудности при применении предложенной технологии....

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

В данном материале кратко представлена технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая подскажет учителю, как правильно построить урок литературного чтения....

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...