Мой опыт работы наставника с молодым специалистом
статья
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наставничество (учитель начальных классов). | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой опыт работы наставника с молодым специалистом
Гафарова И.Н., учитель начальных классов
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.
Практика показывает, что очень часто даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности молодые учителя испытывают трудности, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста может продолжаться длительное время и зачастую сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Всё для них новое: взаимоотношения с людьми, социальная роль, ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Именно в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги, готового ввести начинающего педагогического работника в педагогическую профессию и способствующего закреплению молодого специалиста в школе.
Имея опыт работы в школе (более 20 лет) в 2015 году взяла на себя обязанности наставника. Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий. Словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
Могу отметить, что наибольшие сложности у моих подопечных вызывали вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Всегда старалась при работе с начинающими педагогами не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.
За годы работы в роли наставника, сформулировала для себя ряд правил, которые стали базовыми в моей работе:
- С уважением относиться к мыслям и чувствам молодого специалиста.
- Быть примером. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, самой следовать этому правилу.
- Никогда не осуждать и не критиковать, а предлагать решение и поддерживать.
- Стараться работать в диалоге, быть дипломатичной.
- Хвалить наставляемого как можно чаще, при условии, что проделанная им работа заслуживает одобрения.
- Не решать проблему самой, а помогать решить ее наставляемому.
- Не отрываться от практики.
- Не разглашать конфиденциальную информацию.
- Не бояться признавать своих ошибок.
- Всегда помнить, что во многом от наставника зависит, насколько удачно молодой специалист вольется в коллектив и каким учителем станет.
В качестве наставника систематически провожу для молодого специалиста консультации, на которых вместе анализируем учебные программы, рассматриваем методические и дидактические аспекты современного урока. Помогаю определиться с выбором методической литературы, даю рекомендации по вопросам самообразовательной деятельности, оказываю помощь в подготовке и подборе дидактического материала, наглядных пособий, упражнений, контрольных работ.
Основной же частью своей работы как наставника при реализации плана развития молодого специалиста считаю оказание методической помощи при составлении и проведении уроков. Важно не только давать советы по составлению плана урока, но и регулярно посещать занятия, следить за тем, как выполняются рекомендации, отмечать динамику развития молодого специалиста. Считаю, что посещение занятий должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени. За год стараюсь посетить 10-15 занятий педагога, разбирая вначале отдельное занятие, а затем систему занятий.
Во время просмотра урока всегда целенаправленно наблюдаю за взаимодействием между молодым педагогом и учениками. Стараюсь дословно записывать примеры характерного поведения учителя во время урока: используемые фразы, вопросы, приемы; а также то, как на это реагируют учащиеся. Отмечаю, как ученики демонстрируют свои знания, чтобы далее вести конструктивный разговор, опираясь на доказательства. В ходе наблюдения урока выделяю не только те моменты, над которыми нужно ещё поработать, но и стараюсь записать положительные моменты в уроке, чтобы отметить и простимулировать молодого специалиста при обсуждении урока.
В ходе обсуждения урока в первую очередь стараюсь побудить молодого педагога к самоанализу урока. Для этого задаю следующие вопросы:
- Понравился ли Вам урок?
- Что на уроке получилось, на Ваш взгляд, а над чем ещё предстоит поработать?
- Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить это?
- Какая часть урока особенно запомнилась и почему?
- Чему Вы научились?
Считаю, что обсуждение после урока должно быть своевременным, конфиденциальным, сфокусированным на собранных данных, не оценочным/не осуждающим, мотивирующим подопечного к рефлексии.
Как показывает опыт, посещение наставником уроков молодого специалиста позволяет своевременно выявлять возникающие у него затруднения и способствует устранению недостатков.
Подводя итог, хочется отметить, что систематическая, целенаправленная и правильно спланированная работа педагога-наставника способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, развитию общекультурного и профессионального кругозора, помогает молодому специалисту преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Источники:
- Пасынок Ю.Ю. Работа с молодыми специалистами в начальной школе//ИД «Педагогический поиск»: научно-практический журнал «Завуч начальной школы», 2019 г., № 6.
- Пасынок Ю.Ю. Программа методического сопровождения молодых специалистов согласно ФГОС нового поколения «Школа педагогического мастерства».
http://festival.1september.ru/articles/643600/
- Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. -160 с.
- Руководство по наставничеству молодых педагогов республики Татарстан, г.Казань, 2017, 82 с. 6. Соколюк Л. Д. Система работы с молодыми учителями // Интернет-журнал «Все для администратора школы!» 2015 г., № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Молодой специалист СОЛОВСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНАНаставник ШИНШАЛИЕВА Г.В....
План работы педагога - наставника и молодого специалиста на год
Содержание и формы работы педагога - наставника...
План работы наставника с молодым специалистом
Являясь учителем первой квалификационной категории, я курирую молодых учителей. Перед вами - планы работы с молодым специалистом за последние 3 года....
План работы наставника с молодым специалистом
План работы наставника с молодым специалистом...
План работы наставника с молодым специалистом.
План работы учителя-наставника с молодым специалистом, воспитателем ГПД....
Опыт работы педагога-наставника с молодым специалистом.
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается...
Перспективный план работы наставника с молодым специалистом
Перспективный план работы наставника с молодым специалистом...