Решение сюжетных задач со слепыми и слабовидящими обучающимися
материал
Важное место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_syuzhetnyh_zadach_so_slepymi_i_slabovidyashchimi_obuchayushchimisya.docx | 419.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение сюжетных задач со слепыми и слабовидящими обучающимися
Доклад на заседании МО
В основу методики работы над задачами со слепыми и слабовидящими обучающимися положена общая методика работы с задачей, но на этапе анализа текста задачи при обучении детей с нарушениями зрения имеются особенности.
К моменту начала обучения в основной школе ребенок с нормальным зрением обладает довольно большим объёмом информации об окружающем мире (благодаря чтению детской научно-популярной литературы, просмотру телепередач, активному общению со сверстниками). У школьников с тяжёлыми нарушениями зрения такая информация очень ограничена, и не всегда имеются отчётливые представление о тех объектах и процессах, которые описываются в тексте задачи. Например, большинство незрячих детей к 4-му классу ещё не имеют опыта покупки товаров в магазине, поэтому задачи с соответствующей тематикой им менее понятны. Ещё большее затруднение вызывают задачи на движение, особенно, если в движении участвуют два или более объекта, так как ребенок с глубокими нарушениями зрения такое движение не может ни увидеть, ни ощутить, поэтому педагогу следует провести предварительную работу по описанию этого процесса.
Таким образом, формируя у обучающихся общие приёмы решения задач, учитель особое внимание должен уделить самому первому этапу работы над задачей: разъяснить значение незнакомых слов и терминов, описать (по возможности показать) незнакомые объекты и процессы, при необходимости смоделировать описанную в тексте задачи ситуацию, изобразить её схематически, активно использовать наглядные пособия.
Во время подготовки слепых и слабовидящих школьников к решению задач должно уделяться внимание отдельным упражнениям, позволяющим ввести в речь учащихся те или иные математические понятия, выражения, словосочетания, лежащие в основе выбора арифметического действия. Эти упражнения значительно облегчают процесс поиска решения задач, способствуют развитию математической речи обучающихся, усвоению основных понятий.
Для учащихся с нарушениями зрения очень важно сформировать четкий порядок действий (алгоритм) работы над задачей и её решения, при этом целесообразно составлять и использовать памятки с алгоритмами.
На этапе подготовки к уроку нужно позаботиться о подборе задач с разнообразной тематикой, чтобы обеспечить постоянное расширение кругозора слепых и слабовидящих детей, знакомство с новыми для них объектами и процессами.
Оформление сюжетной задачи слепыми и слабовидящими обучающимися
Запись решения арифметических задач по действиям или выражением слабовидящими учениками особенностей не имеет. При записи решения арифметической задачи по Брайлю можно исключить запись детьми краткого условия, так как она занимает много времени и при этом не позволяет отражать связи между данными, а значит, не помогает осмыслить задачу. В этом случае лучше использовать готовые схематические рисунки или записи.
Решение задач на пропорциональную зависимость без осознанной записи краткого условия не продуктивно. Также краткая запись требуется при решении задач алгебраическим способом (при помощи составления уравнения). Поэтому ниже представлены возможные варианты таких записей для слепых и слабовидящих обучающихся.
Задача 1 (задача на движение)
С одной и той же станции в одно и то же время вышли в противоположных направлениях два поезда. Скорость одного поезда 50 км/ч, а скорость другого 85 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа?
При решении задач на движение слабовидящие обучающиеся выполняют рисунок к задаче, который помогает им наглядно представить ситуацию, изложенную в условии задачи. Для слепых обучающихся рекомендуется учителю заранее подготовить рисунок к задаче и выдать его ученикам, причем сначала необходимо обсудить с детьми, как они представляют происходящее в задаче, смоделировать ситуацию, а потом уже выдать готовый рисунок (схему) и непосредственно приступить к решению задачи.
Запись слабовидящих | Запись шрифтом Брайля |
|
Рисунок, выданный учителем
|
3) 150 + 255 = 405 (км) – общее расстояние Ответ: через 3 часа расстояние между поездами будет 405 км.
| Решение:
|
Задача 2 (задача на составление уравнения)
С двух яблонь собрали 67 кг яблок, причем с одной яблони собрали на 19 кг больше, чем с другой. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?
При решении задачи слабовидящие и слепые обучающиеся первым шагом должны выполнить запись краткого условия, вторым шагом оформить само решение задачи. Для удобства (наглядности для слабовидящих и сокращения записи по брайлю) вводится следующая запись:
Запись слабовидящих | Запись шрифтом Брайля |
кг (х + 19) + х = 67 х + х + 19 = 67 2х + 19 = 67 2х = 67 – 19 2х = 48 х = 48: 2 х = 24 24 кг – собрали со второй яблони 24 + 19 = 43 (кг) – собрали с первой яблони Ответ: с первой яблони собрали 43 кг яблок, а со второй 24 кг.
|
Проблемы, возникающие при обучении математике слепых и слабовидящих школьников
При обучении математике детей с патологией зрения затруднено формирование различных понятий и решение многих математических, общеучебных и организационных задач. Особенность, которая возникает в процессе формирования понятий и умений на уроке математики, заключается в том, что дети с тяжелой патологией зрения не обладают достаточными сведениями об окружающем мире, имеют очень маленький личный жизненный опыт. В первую очередь это отражается на формировании умения решать текстовые (сюжетные) задачи. Дети не всегда имеют отчетливые представления о тех объектах и процессах, которые описываются в тексте задачи. При изучении геометрических фигур или тел у многих детей также не возникает ассоциаций с реальными объектами. Так обучающимся с нарушениями зрения сложно установить форму крупного реального предмета (например, форму дома) и сопоставить её с соответствующим геометрическим телом.
Поэтому процесс формирования понятий и умений у обучающихся с нарушениями зрения должен сопровождаться кропотливой предварительной и сопутствующей работой учителя, носящей коррекционный характер. А при отборе учебного материала к конкретному уроку учитель должен иметь в виду, что примеры при изучении нового материала и задачи для первичного закрепления должны быть основаны на более известных учащимся фактах. В дальнейшем, наоборот, подбор задач с различной тематикой при соответствующих объяснениях учителя поможет расширить кругозор детей и то, что они не могут увидеть, они смогут узнать.
Экономить учебное время на уроке помогает использование карточек. Например, вывод формулы, записанный на карточке, позволяет учащимся отслеживать преобразования, не записывая их в тетради (а этот процесс происходит медленно, прерывает ход рассуждений). При изучении геометрического материала для решения задач иногда можно использовать карточки с готовым рисунком. Слабовидящие обучающиеся могут получить рисунок, выполненный частично, а затем достраивать необходимые элементы.
В некоторых случаях сэкономить время на уроке, увеличить число тренировочных упражнений и облегчить восприятие учебного материала учащимися помогает конструирование, заменяющее некоторые виды графических работ. Например, случаи расположения прямых можно "изобразить" с помощью деревянных палочек или спиц.
Можно также комбинировать письменное и устное выполнение заданий, так как на устное выполнение времени уходит меньше (но помнить, что образец записи выполнения задания обязательно должен быть в тетради, чтобы при выполнении домашнего задания у обучающихся не было затруднений).
Для слабовидящих обучающихся некоторые виды самостоятельных работ можно проводить на карточках, в которые достаточно вписать ответ, или вставить нужный знак, или дополнить запись. Также сокращают время выполнения задания с выбором ответа. Такой вид работы не только экономит время (не нужно много писать), но и сокращает зрительную нагрузку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
Требования к АООП НОО для слепых и слабовидящих обучающихся
Слепые обучающиеся:Вариант 3.1 - слепые обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития близкого к возрастной норме.Вариант 3.2 - слепые обучающиеся, которые не достигают ...
Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей
Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей...
Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся
Применение современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников
Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....
Апробация комплекта Примерных рабочих программ для слепых и слабовидящих обучающихся
Апробация комплекта Примерных рабочих программ по отдельным предметам, курсам, адресованным слабовидящим и слепым обучающимся....