Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.
статья по русскому языку на тему
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.
Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей обучающихся.
Основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка.
Основной педагогической идеей моего опыта является педагогика сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной ситемы. Создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Эртильская средняя общеобразовательная школа №1»
Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Кутейникова Ольга Серафимовна-учитель начальных классов МКОУ «ЭСОШ№1»
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Возможность развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения обучающихся считаю развитие речи. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.
Поэтому решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей обучающихся. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.
Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.
Полностью согласна с высказыванием Л.Н.Толстого в том, что «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…».
Основной педагогической идеей моего опыта является педагогика сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы. Создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
В российском образовании провозглашён сегодня принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
Личностно ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
УМК «Школа России» - является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса. И ему создаются условия для выбора деятельности.
Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка. Кроме того, в учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития.
Содержание УМК создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.
УМК «Школа России» предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей каждого ученика. Комплект отличается сбалансированностью репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных методов в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Игровые технологии.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Технология В.А.Илюхиной «Методика обучения письму младших школьников «письмо с секретом».
Характерная особенность данной методики обучения письму - изучение основного алгоритма письма и написание каждой буквы по этому алгоритму.
С самого раннего возраста у детей происходит развитие алгоритмического и аналитического мышления, поскольку для каждой буквы ученик разрабатывает и реализует конкретный алгоритм её написания и анализирует допущенные ошибки. Алгоритм не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности учителя и ребёнка.
Одним из важнейших этапов обучения письму является приобретение и развитие навыка видения или узнавания составляющих элементов буквы и их способа соединения. Применение различных вариантов компьютерных мозаик, выполненных на основе готовых заданий из прописей, бесспорно, будут полезны и внесут разнообразие в ход урока.
Технологии проблемного обучения американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Из опыта работы....
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...
«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».
Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...
Игровые технологии обучения на уроках русского языка в начальных классах.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении игрового потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Игровые технологии являются одной из...