Статья "Общекультурный подход к формированию информационной культуры младших школьников"
статья

Романцова Снежана Борисовна

В настоящее время существует различные подходы к определению понятия «информационная культура». В психолого-педагогической, научной и методической литературе, рассматриваются многочисленные мнения по определению этого понятия, и на сегодняшний день однозначного определения не существует. В целом, информационная культура рассматривается, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи, современные информационные технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общекультурный подход к формированию информационной культуры младших школьников

В настоящее время существует различные подходы к определению понятия «информационная культура». В психолого-педагогической, научной и методической литературе, рассматриваются многочисленные мнения по определению этого понятия, и на сегодняшний день однозначного определения не существует. В целом, информационная культура рассматривается, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи, современные информационные технологии [12, 25]. С исторической точки зрения понятия информация связана с появлением языка, ее передачи, запоминания и возможностью трансляции. Далее развитие информации было связано с изобретением письменности, что повысило достоверность накопленных человечеством знаний и создало условие для распространения информации. Новый этап развития информационной культуры это изобретение книгопечатания. Книгопечатание послужило большим толчком в обществе для широкого распространения информации и научных знаний. В начале XIX века с изобретением электричества и соответственно средств коммуникации привел к формированию совсем другого уровня информационной культуры. Что касается перехода к новому электронному этапу, который связан с развитием средств числовой вычислительной техники, процесс формирования информационной культуры во многом изменил практику во всех сферах человеческой деятельности. Ученые исследователи К.К. Колин процесс информатизации общества классифицирует, как новую социотехническую революцию, в результате которой происходит формирование нового информационного общества [15, 36]. Все выше изложенное говорит о том, что понятие информационной культуры менялось с точки зрения истории, менялось содержание и характер. В энциклопедии по культурологии информационная культура рассматривается как совокупность норм, правил и стереотипов поведения [17, 23]. Трудности в определении понятия «информационная культура» возникли с тем, что оно основано на двух универсальных понятиях как «информация» и «культура». Если понятие «культура» в широком смысле представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, способов их созидания; то термин «информация» переводится с латинского как «первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами». В изученной нами литературе термин «информация» тесно связан с термином «знания». Поэтому многие ученые отождествляют эти понятия. Оба эти понятия характерны для процесса познания: знания рассматриваются с философской точки зрения, а информация – с коммуникативной стороны. С.И. Архангельский рассматривает информацию в обучении как важный материал для мыслительной деятельности [22, 11]. В дидактическом аспекте информация является движущим инструментом между учителем и учеником. Переходя к рассмотрению понятия «информационная культура» в первую очередь следует отметить, что эта область культуры связанная с формированием информационных качеств личности, что влияет на состояние внутреннего мира личности. Поэтому понятие «информационная культура» подчеркивает ее связь с общей культурой человека. В современной системе образования общекультурная подготовка является необходимым условием для становления личности. Это делает значимым и развитие информационной культуры личности. В узком понимании информационная культура – это умение получать накапливать, искать, собирать, передавать информацию с помощью электронно-вычислительной техники, используя при этом базы данных и различные информационные системы. Тогда в широком понимании информационная культура это умение людей общаться друг с другом. На сегодняшний день объем информации, который необходим современному человеку настолько большой, что всю информацию переработать невозможно. Тогда задачей школы является увеличение такого показателя качества образования как сформированность информационной культуры личности. Эти не значит, что в обучении информационная культура отождествляется с овладением компьютера. Информационный мир настолько разнообразен и человек является и средством и предметом получения информации. В условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов в начальном образовании уделяется центральное место формированию обще учебных умений и навыков. И по результатам обучения стандарт устанавливает требования к овладению предметными, личностными, а также метапредметными учебными универсальными действиями.

Проблема формирования информационной культуры младшего школьника актуальна в связи с накоплением опыта безопасного поведения в современной информационной среде. Это связано что в младшем школьном возрасте происходит овладение грамотностью, как лингвистической, математической, так и информационной. Понятие грамотность приобретает совершенно другой смысл по отношению к информации, к информационному обществу. Если чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации по источникам, письмо рассматривается как создание объектов и установление связей между различными носителями информации, арифметический счет связан с объектами в реальной действительности, то информационная грамотность направлена на поиск информации, моделирование новых объектов и процессов.

Процесс формирования информационной культуры предполагает целенаправленную и систематическую работу педагога [23, 14]. Подготовка педагога в области информационной культуры и информационной грамотности является основой для развития информационных умений и навыков младших школьников.

Существуют четыре направления работы с информацией:

  1. поиск;
  2. предметно-аналитическая деятельность;
  3. кодировка;
  4. хранение информации.

А также существует пять основных источников информации:

  1. наблюдение;
  2. общение;
  3. слово как символ понятия;
  4. книга;
  5. компьютер.

Психологи и педагоги отмечают личностные особенности восприятия информации. Среди детей младшего школьного возраста преобладают более низкие результаты при работе с компьютерами. На сегодня остается проблемой обеспечение компьютерной безопасности образовательного процесса. Все это обуславливают перевод данных проблем в условия формирования у младших школьников универсальных учебных действиях работы с информацией. Возникает необходимость развитие общеучебных умений младших школьников являющихся универсальными для получения и применение знаний при изучении школьных предметов. В процессе формирования информационной культуры развиваются основные информационные навыки. Тогда информация в этом случае представляется как совокупность сведений в коммуникативной сфере, а учение – деятельность ученика, который заключается в получении информации, преобразовании информации и результат самоконтроля деятельности. Так как в начальной школе важно умение работать с текстом, то данные умения также относятся к учебно-информационным умениям. Говоря о формировании информационной культуры, следует сказать о преимуществах и достоинствах использование компьютеров в данном процессе. Многие специалисты в этой области отмечают как преимущества, так и недостатки использования компьютера в школьном обучении. Несомненно, что компьютер расширяет возможности получения учебной информации. Все современные средства аудио и видео техники позволяет повысить познавательный интерес к обучению, т.е. наглядная форма обучения представлена в применении цвета графики и мультипликации. Использование такой наглядности процесс овладения знаниями намного становится легче. Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию учения. Здесь отсутствует страх совершения ошибки, которую тут же работая на компьютере можно исправить. Многие педагоги активно вовлекают младших школьников в учебный процесс с помощью компьютера. Большое разнообразие предоставляется учителю различные обучающие и развивающие компьютерные программы. Компьютеры позволяют при обучении задач моделировать различные ситуации и находить вариативные способы их решения. С помощью компьютера можно осуществлять контроль за деятельностью  младших школьников, а также корректировать их учебные действия. На современном этапе обучения немаловажным является процесс формирования учащихся рефлексия своей деятельности. Поэтому многие обучающие программы позволяют учащемуся выявить свои сильные и слабые стороны. Таким образом, компьютер и компьютерная технология является одним из эффективных технических средств, которые положительно влияют на процесс обучения, а также является средствам развития информационной культуры младшего школьника. Бытует мнение, что информационную культуру нужно формировать только на уроках информатики. Хотя существует разработанные курсу информатики для начальных классов, но их использование в целом не могут решить вопрос формирования информационной культуры.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу можно сделать вывод, что на сегодняшний день встречаются различные определения понятия «информационная культура» и общепринятого определения не существует. На рисунке 1 представлены различные определения понятия «информационная культура». Информационная культура – это:

Рисунок 1. Различные определения понятия «информационная культура»

Если рассматривать обучение как информационный процесс, то необходимо иметь в виду, что процесс развития способностей младшего школьника к работе разными источниками и видами информации должен быть целенаправленным это и является процессом формирования информационной культуры младшего школьника. Чтобы научиться быстро, находить нужную информацию в различных источниках, а также менять форму ее представления, нужно осознание и запоминание детьми. Процесс формирования информационной культуры младшего школьника является составной частью программы развития общеучебных умений в системе универсальных учебных действий. Причем понятие информационной культуры не рассматривается в тесной связи с навыками пользования персональным компьютером. Педагогическими условиями формирования информационной культуры младшего школьника является:

  1. Создание благоприятной мотивационной среды в образовательном процессе.
  2. Обеспечение условий овладения детьми общеучебными умениями и навыками в работе с информацией.
  3. Создание условий для развития познавательного интереса младшего школьника.

Процесс формирования информационной культуры младшего школьника совпадает с процессом становления его личности. Поэтому на данном этапе при формировании умения взаимодействовать с информацией у младшего школьника формируется способность ориентироваться в информационной среде. Под наблюдением учителя обучающиеся отрабатывают умение работать с информацией, учатся перерабатывать полученные знания и применять их в своей практической деятельности. При правильной организации образовательного процесса младшие школьники осмысливают, усваивают научную терминологию и понимают необходимый объем научных знаний. Для того чтобы у младшего школьника не пропадало желание учиться необходимо применять различные формы развития познавательного интереса. В процессе формирования информационной культуры младшего школьника – это добывание знаний из разных источников, осмысление и отбор информации [26, 14]. Применение различных форм развития познавательного интереса помогает формировать прочные практические навыки и развивает познавательный интерес к учебным предметам.

Таким образом, трудности в определении понятия «информационная культура» возникли с тем, что оно основано на двух универсальных понятиях как «информация» и «культура». Если понятие «культура» в широком смысле представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, способов их созидания; то термин «информация» переводится с латинского как «первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами». В изученной нами литературе термин «информация» тесно связан с термином «знания». Поэтому многие ученые отождествляют эти понятия. Оба эти понятия характерны для процесса познания: знания рассматриваются с философской точки зрения, а информация – с коммуникативной стороны. Процесс формирования информационной культуры младшего школьника совпадает с процессом становления его личности. Поэтому на данном этапе при формировании умения взаимодействовать с информацией у младшего школьника формируется способность ориентироваться в информационной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Формирование информационной культуры младших школьников.

Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...