Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
учебно-методический материал
Одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования- раскрытие талантливых детей, организация системной работы в школе.
У каждого способного ребёнка есть возможности для личного развития. При равных условиях нельзя ожидать от детей одних и тех же результатов. Каждый ребёнок индивидуален и требуют особого подхода, поэтому необходимо с первой ступени обучения выявить способности у каждого ребенка, а также склонности к наукам, учесть их интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_sposobnostey_u_uchashchihsya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования- раскрытие талантливых детей, организация системной работы в школе.
У каждого способного ребёнка есть возможности для личного развития. При равных условиях нельзя ожидать от детей одних и тех же результатов. Каждый ребёнок индивидуален и требуют особого подхода, поэтому необходимо с первой ступени обучения выявить способности у каждого ребенка, а также склонности к наукам, учесть их интересы.
Для достижения в развитии обучающихся важную роль играет мотивация. Необходимо увлечь детей чем-то увлекательным и интересным. Дать возможность выбирать самим путь к развитию.
Для развития и выявления способностей учащихся использую:
- педагогическое наблюдение;
- инструментальную диагностику;
- диагностики познавательных интересов;
- изучения результатов деятельности;
- наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
- индивидуальных бесед с детьми и родителями;
- анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:
- «Оценка общей одаренности»;
- «Характеристика ученика»;
- «Карта одаренности»;
- Анкета одаренности;
- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
- «Интеллектуальный портрет»;
- выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
- диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г. Виц лака);
- «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
- анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
1 – выявление способностей:
- психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение;
- изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей:
- проведение предметных недель;
- факультативных курсов;
- проведение кружков;
- участие в олимпиадах, викторинах, интеллектуальных конкурсах различного уровня;
- участие в научно-практических, исследовательских конференциях.
Включаю в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучаю детей самооценке результатов своей работы, формированию навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.
Начинаю с исследования по выявлению способностей, провожу диагностику учебной мотивации учащихся, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. В своей работе использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.
Одной из форм диагностических работ в младшем звене является:
комплексная проверочная работа.
Цель: оценка достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий, что позволяет проанализировать выполненные учениками заданий.
Олимпиада, викторина, интеллектуальная игра являются формой внеклассной работы. Они позволяют улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала. Результаты выступлений обучающихся на олимпиадах, викторинах, интеллектуальных играх являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио).
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, пользоваться научной и документальной литературой, использовать метод исследования, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, проводить анализы, эксперименты, оформлять научно-исследовательские работы, развиваю ораторские способности для защиты докладов и т.д.) После достигнутых результатов в своей деятельности, учащиеся принимают участие в НПК. Таких как: «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее», «Юный ученый», «Земля – наш общий дом» и др. Участвуя в НПК дети развивают метапредметные качества.
Личностные качества у детей формируются, если ученик включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.
Для одаренных детей стараюсь для уроков и выполнения домашних заданий подбирать задания повышенной сложности. В своей работе стараюсь применять различные формы уроков, такие как:
- уроки-конкурсы;
- уроки – викторины;
- урок-игра,
- урок-проект.
Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также
творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.
Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.
Одна из главных целей в моей работе с детьми — это научить учащихся мыслить, размышлять. Каждый раз открывая для себя новое, дети с удовольствием погружаются в работу.
Ведь урок — это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, выражать свои мысли. В каждый урок включаю элементы проблемности, поиска информации, задания, активизирующие эмоциональный фактор. Пользуюсь современными педагогическими технологиями (метод проблемного обучения, критического мышления, метод проекта и т.д) Для расширения кругозора учащихся, на уроках использую компьютерные презентации, видеоуроки, онлайн-тесты, головоломки, ребусы, кроссворды, инсценировки произведений, кукольный мини-театр и т.д. Вовремя уроков, при выполнении домашних заданий ребята используют образовательную платформу Learningapps.org. Учатся создавать по пройденным темам различные задания для своих одноклассников (кроссворды, «Правда или ложь», «Найди пару» и т.д.). Это удивительно! Весь класс, таким образом, усваивает учебный материал. Им это нравится. Стараюсь все уроки делать разнообразными, интересными, увлекательными. Также ребята занимаются в свободное от уроков время на образовательных платформах: «Инфоурок», «Учи.ру», «Яучебник».
Мои ребята являются неоднократными победителями в различных конкурса разного уровня. Хотелось бы отметить такие, как:
- Районная олимпиада младших школьников «Умники и Умницы»- 1 место по окружающему миру;
- Межрегиональная олимпиада младших школьников «Кристалл Мудрости» - 1 место по окружающему миру;
- Межрегиональная олимпиада младших школьников «Кристалл Мудрости» - 1 место по русскому языку;
- Межрегиональная олимпиада младших школьников «Кристалл Мудрости»- общекомандное – 1 место;
- Международная олимпиада по краеведению «Знай и люби свой край»- 1 и 2 места;
- Районная экологическая НПК «Экология родного края» - 1, 2,3 места;
- Межрегиональная НПК «Моя родословная» - 3 место;
- Республиканская НПК «Земля – наш общий дом»- 1,2,3 места;
- Республиканская НПК «Шаг в будущее»- 3 место;
- Республиканский конкурс «Зеркало природы»- 1,2,3 места;
- Всероссийском конкурсе сочинений «Мастер слова»- 3 место;
- Всероссийский инновационный проект «Моя Россия» - 2 место;
- XXVII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» - 1 место , диплом победителя;
- Международный инновационный проект «Моя Отчизна» - 3 место
Итак, заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей обучающихся необходимо. И, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Список литературы
1.Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.
2.Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999
3.Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.
4.Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008, № 4, с. 63-65.
5.Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр "Эксперимент". - Рига, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....