Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей
статья
Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оптимальные подходы к решению задач обучения незрячих и слабовидящих детей
Проблема содержания и методов обучения детей с нарушением зрения на сегодняшний день является наименее разработанной в специальной дидактике. Важно в теоретическом и практическом отношении установить связь между общедидактическими и коррекционными приёмами обучения детей с нарушением зрения, определить компоненты связи общей и специальной дидактики. Во второй половине XIX и начале XX веков система обучения слепых детей в специальных образовательных школах носила довольно утилитарный характер. Это было в большинстве случаях начальное образование, содержание, методы и средства обучения разрабатывались «под дефект», под возможности слепых детей.
В 50-60-годы появляются работы учёных-дефектологов, в которых определяются пути компенсации слепоты, психолого-педагогические аспекты работы в специальной школе (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, В.А. Феоктистова). С образованием первых специальных классов и затем школ для слабовидящих детей (начиная с 1932 г.) организуется исследовательская деятельность по изучению этого контингента учащихся и специфики предметного преподавания в классах и школах этого типа.
В рабочих и школьных программах наиболее полно учитывается своеобразие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников в зависимости от структурно-функциональных нарушений органа зрения. В этих программах определяются конкретные условия реализации коррекционной направленности преподавания предмета, которая заложена в типовой программе. Здесь возможна замена одних объектов на другие, которые были бы доступны для восприятия с помощью неполноценного зрения и осязания и которые по типовым и квалификационным показателям аналогичны объектам, заявленным в типовой программе.
Необходимо отметить, что важна целостность процесса обучения в специальной школе, не разделения уроков коррекции и уроков изучения программного материала по предметам, а единого целенаправленного процесса. То есть не следует путать коррекционную направленность предметного преподавания и проведение специальных коррекционных занятий. Последние направлены на преодоление конкретного дефекта и проводятся автономно.
На уровне специальных приёмов, используемых при обучении детей с нарушением зрения, имеется возможность их систематизации по функциональным особенностям. В частности, можно выделить четыре группы.
- Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением зрения.
Эта группа специальных приёмов обучения призвана обеспечить прежде всего процесс чувственного познания детей со зрительной депривацией путём использования компенсирующих возможностей их сохранных анализаторов. При утрате или нарушении зрения в получении достоверности чувственной информации используются осязание, слух, обоняние, двигательный анализатор и др. Слабовидящие дети используют в работе и неполноценное зрение, существуют специальные приёмы его использования, в ряде случаев в сочетании с другими сохранными видами чувствительности
(бисенсорный тип восприятия – с помощью сохранных функций зрения и осязания).
Для слепых и слабовидящих школьников применяются рельефные изображения изучаемых объектов, цветовая и рельефная унификация, снижение сложности и детализации изображений, контрастность иллюстративного материала, которые позволяют решить проблему доступности учебного материала при использовании осязания и неполноценного зрения.
- Специальные приёмы организации обучения.
В ходе коррекции обучения детей с нарушением зрения в первую очередь используются те приёмы, которые направлены на организацию деятельности учащихся. Очень важно выработать у школьника собственное отношение к учебной ситуации, упражнению, самостоятельной работе. Для этого используются различные приёмы с привлечением раздаточного дидактического материала.
Специальные приёмы этого направления лежат в основе структурного построения уроков, эксклюзивных, индивидуальных и групповых занятий. В организации предметных занятий предусматриваются зрительная и пальчиковая гимнастики для снятия утомляемости глаз и тактильной нагрузки на пальцы рук, для повышения работоспособности учащихся. В структуру уроков включаются пропедевтические периоды для уяснения специальной символики и унификации изобразительных пособий, для специального выделения существенных признаков изучаемых объектов и процессов.
- Логические приёмы переработки учебной информации.
В процессе познавательной деятельности изучаемые объекты и процессы воспринимаются незрячими и слабовидящими школьниками во множестве внешних признаков и свойств, но с помощью осязания и неполноценного зрения воспринимаются лишь некоторые из них полно. Для формирования адекватных характеристик и образов используются логические приёмы переработки учебной информации. То есть необходимо широко использовать приём работы по установлению аналогии по образцам, особенно при формировании у учащихся представлений о тех объектах, с которыми они в жизни не встречались, знакомство с которыми затруднено в силу ослабленного или отсутствующего зрения. На каждом уроке необходимо использовать логические приёмы конкретизации при формировании знаний, они органически включаются в словесные методы, применяемые в целях коррекции психических недостатков развития слепых и слабовидящих.
- Приёмы использования тифлотехники, специальных приборов и оборудования.
Тифлотехнические средства обучения, специальные приборы рассчитаны на усиление сигналов, характеризующих конкретный процесс или природное явление, на осуществление доступности восприятия их с помощью сохранных сенсорных систем.
Успех обучения незрячего ребёнка зависит от целостостносго процесса обучения, то есть от удачно выбранной комбинации методов и приёмов работы на уроке.
- Словесные методы обучения.
Так как в основе обобщения лежит слово, то возрастают требования к словесным методам. Нарушенное и неполноценное зрение негативно сказывается на процессах обобщения у детей, они протекают в условиях обеднённого опыта по сравнению с аналогичными процессами, происходящими у зрячих сверстников. Расстройства зрительного анализатора приводят к нарушениям в развитии пространственных представлений, целостность восприятия объектов и явлений, в формировании конкретных образов.
Речевая деятельность слепых и слабовидящих школьников формируются при ограниченной тактильной и зрительной информации об окружающем мире, они приходят к усвоению конкретных значений многих слов преимущественно опосредовано, логическим путём. У детей с нарушением зрения наблюдается диспропорция между запасом слов и образом объектов. При использовании словесного метода важно правильно определить темповую нагрузку при выполнении письменных работ и при чтении. Слепые учащиеся пишут и читают, используя шрифт Брайля, в 2-3 раза медленнее зрячих. Слабовидящие учащиеся пишут и читают на 60-68% медленнее своих зрячих сверстников. Буквенно-цифровая информация должна быть выполнена (по В.П. Жохову) прямым (рубленным) шрифтом, нормальным по плотности, жирным по насыщенности, с одинаковой толщиной основного и соединительного штрихов. Высота буквы (цифры), изображаемых на доске, должна быть 12-14 см. При напряжённой тактильной и зрительной работе (письмо, чтение) слепым и слабовидящим учащимся необходимо устраивать перерыв и проводить пальцевую и зрительную гимнастики.
При использовании словесных методов обучения слепых и слабовидящих школьников важными и специфичными являются не только зрительные особенности восприятия слова, но и слухового. Очень многое зависит от характера изложения учебного материала самим учителем, насколько он умело, эмоционально, интересно и образно преподносит учебную информацию и учитывает недостаток зрения учеников.
Очень важно для детей с нарушением зрения, чтобы рассказ учителя сопровождался наглядным оформлением (опыты, пособия, таблицы, иллюстрации и др.) Недостаток зрения, обеднённый сенсорный опыт требуют, чтобы слово учителя сопровождалось наглядностью, причём доступной для слепых и слабовидящих школьников.
Различные виды изложения материала учителем специальных школ для слепых и слабовидящих детей с помощью слова должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:
- Обязательный учёт источников и полноты представлений слепых и слабовидящих учащихся об изучаемых объектах и явлениях.
- Логически последовательное и аргументированное объяснение, основанное на доступном для слепых и слабовидящих сенсорном опыте.
- Точное, образное и доходчивое изложение информации, создание необходимой основы для адекватных обобщений и навыков.
- Подбор конкретизирующих вопросов для слепых и слабовидящих школьников, комментированное обобщение учебного материала.
- Включение в словесное изложение по различию и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное).
- Наглядные методы обучения.
Зрительная депривация школьников отрицательно сказывается на формирование у них образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Средства наглядности позволяют повысить качество восприятия учащихся, содействуют восполнению конкретно-образного дефицита.
В ГБОУ ШОР №1 г.Москва накоплена огромная база наглядных пособий для успешного усвоения программного материала незрячими обучающимися в урочном формате.
На начальном этапе усвоения звукового анализа слова в 1-ом классе используется пособие, разработанное заслуженным учителем РСФСР Желяцкой И.А. – индивидуальный фланелеграф. При изучении рельефно-точечного шрифта по системе Брайля необходимо в первую очередь использовать разборную брайлевскую строку, в процессе изучения и усвоения букв использовать специальное пособие «Рассыпная Азбука» по брайлю, в работе по освоению и написанию букв рельефно-точечным шрифтом Брайля разработано пособие, на основе Прописей для детей, обучающихся по программе массовой школы (автор: Желяцкая И.А. 1996 год издания и учителя начальной школы Романова Е.Н. и Прокофьева Н.В.). На уроках математики широко используется «математическая коробка» с набором по секциям предметов для счёта. Разработана система знакомства с геометрическими фигурами на плоскости в рельефно-объёмном формате в альбомах, выпущенных типографией ВОС ЛОГОС г. Москва, разработанные авторами школы, заслуженным учителем РСФСР Егоровой О.И. и соавторами для подготовки незрячих детей к школе Яшиной Ю.Н. и Арендарь Н.А.
На уроках математики широко используется прибор «Школьника» для построения отрезков и геометрических фигур с помощью брайлевской линейки. На уроках русского языка для фронтальной работы широко используется прибор «Прямого чтения». Большое значение на уроке имеет наличие индивидуальных карточек, выполненных по брайлю для осуществления использования индивидуальной и самостоятельной работы с опорой на материал, изложенной на карточке.
Различные пособия по развитию представлений об окружающем мире собраны в коллекцию по темам в кабинете начальной школы.
Таким образом процесс освоения учебного материала в школе для слепых детей формируется, опираясь на конкретный предметный материал, необходимый для создания у незрячего ребёнка полноценного образа предметов и объектов действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности адаптации незрячих и слабовидящих детей к школе.
Выделены аспекты адаптации детей с нарушением зрения, отмечены особенности психофизического развития слепого ребенка, раскрыты проблемы, которые возникают у незрячих детей в период адаптации к школе....
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач.
Конспект урока -путешествия на уроке математики, используя системно-деятельностный подход, презентация, музыка, песня. УМК "ПНШ"...
Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач.
Конспект урока -путешествия на уроке математики, используя системно-деятельностный подход, презентация, музыка, песня. УМК "ПНШ"...
Презентация к мастер-классу "Системно-деятельностный подход при решении задач"
Презентация к документу " Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач"...
Презентация "Трудности адаптации незрячих и слабовидящих детей к школе"
Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно незрячих и слабовидящих, трудна социальная адаптация....
Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС
Доклад на методический совет по теме: "Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС "...
Конспект занятия по дополнительной программе ДПИ для незрячих и слабовидящих детей: "Наши пернатые братья", аппликация из ниток.
Уровень освоения программы: общекультурныйГод обучения: первыйВозраст учащихся: 8-11 лет (незрячие и слабовидящие)Раздел (тема) программы: Аппликация из различных материалов.Тема занятия: «Наши ...