Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС
статья на тему
Доклад на методический совет по теме: "Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей при организации урока в условиях введения ФГОС "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_-_e.s.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Деятельностный метод обучения слепых и слабовидящих детей
при организации урока в условиях введения ФГОС
Подготовила: учитель социально - бытовой ориентировки – Жилкина Е.С.
В Конституции РФ и Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся и слепые и слабовидящие дети, рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Задача системы образования, в т. ч. и коррекционного, сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого. Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из:
- уверенного действия;
- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).
В результате введения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося.
Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Задачи учителя:
- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;
- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:
- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;
- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.
При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.
Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;
- планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;
- оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
У деятельностного метода обучения есть свои преимущества:
- он может применяться при изучении любого предмета;
- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;
- деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;
- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Знания становятся понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю, ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, педагогом, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать. В результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.
Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного подхода:
- Постановка учебной задачи, когда включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы, обеспечивает мотивацию.
- «Открытие» нового знания, где предлагается система вопросов и заданий, подводящих к самостоятельному открытию нового, обеспечивает выполнение предметных действий с реальными объектами.
- Первичное закрепление, тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных понятий, обеспечивает прохождение этапа внешней речи – проговаривание вслух и выполнение действия по алгоритму.
- Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа внутренней речи – проговаривание «про себя».
- При выполнении заданий на повторение действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Характерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели:
- Учитель формулирует не только содержательную цель урока, но и деятельностную цель.
- Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний обучающихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить обучающихся в освоение нового знания.
- Учитель продумывает систему мотивации обучающихся к учебной деятельности; создает условия («ловушки») для фиксации обучающимися границы между знанием и незнанием.
- Цель урока формируется обучающимися самостоятельно как собственная учебная задача.
- На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия обучающихся для проговаривания каждым нового знания, алгоритма действий во внешней речи.
- Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Формы и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя «не давать готовые знания».
- Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии обучающимися собственной деятельности на уроке.
- Проводится итоговая оперативная экспресс-диагностика результатов обучающихся.
- Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс-диагностики.
Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
У большинства слепых и слабовидящих обучающихся отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень собственной познавательной активности слепых и слабовидящих учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения слепых и слабовидящих школьников.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для слепых и слабовидящих обучающихся необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как слепые и слабовидящие обучающиеся крайне неоднородны, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя со слепыми и слабовидящими обучающимися являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности слепых и слабовидящих обучающихся, а особенно слепых и слабовидящих детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Роль мотивации в успешном обучении слепых и слабовидящих обучающихся трудно переоценить. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности слепых и слабовидящих обучающихся можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательной деятельности.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. На занятиях при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным является обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность слепых и слабовидящих обучающихся.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность слепых и слабовидящих обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Презентация к выступлению на семинаре, посвященному новым требованиям к уроку . Рассказывается, как правильно формулировать тему , цели, задачи урока, какой должна быть технологическая карта урока....
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Выступление из опыта работы....
Критерии современного урока в условиях введения ФГОС
Материалы МО...
«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»
Реализация требований ФГОС НОО. Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ....
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...