Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грмотности
методическая разработка
Мастер - класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Великанова Елена Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ НШ с. Красноармейское
Мастер-класс
«Математическая грамотность младшего школьника,
как компонент функциональной грамотности»
Цель: формировать математическую грамотность младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций.
Ход мастер – класса
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Добрый день уважаемые коллеги!
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
- Конечно это и самостоятельная работа по приобретению знаний, и «обучение в сотрудничестве», и значимость практических знаний.
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение в сотрудничестве» даёт положительные результаты, это интерактивный метод; умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений озвучить)
- Спасибо!
- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Если предположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые очень любят собирать дети, то элементами его будут: «Математическая грамотность», читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которые мы должны закладывать уже в начальной школе!
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.
Сегодня хочу показать один из приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию математической функциональной грамотности.
Для любого ребёнка игра - это жизнь. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем». Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление где и как эти знания использовать в повседневной жизни. И сегодня я предлагаю поиграть.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Приложение. Видеоролик)
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?
- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.
Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.
Задание 1. Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.
1 карточка.
А 54:2:9
Л 72:3:6
М 12*6:72
Р 34+9*4
Я 50-54:6
Числа | |||||
Буквы |
2 карточка.
П 9*4:9
Т 3*(16:4)
Н 32:8*7
И 9*8:2
К 35:5*7
О 81:9
Л 36*2:9
Числа | |||||||
Буквы |
3 карточка.
К 32*2:8
Т 60:2:5
О 18*2:4
Е 56:8
С 100:5:4
К 6*7
И 7*5
Щ 3*9
Л 3*(16:4)
Ь 9*2
Числа | ||||||||||
Буквы |
Проверка работы бригад.
1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
1 | 3 | 4 | 41 | 70 |
М | А | Л | Я | Р |
2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
3 бригада – Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 18 | 27 | 35 | 42 |
С | Т | Е | К | О | Л | Ь | Щ | И | К |
Задание 2. А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.
Задачи – расчеты.
- Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина | Ширина | Решение |
- Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина | Ширина | Решение |
- Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 5м. Найдите площадь этого стекла.
Длина | Ширина | Решение |
Проверка работы бригад.
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м
3 бригада – квадрат – площадь квадрата 25 кв.м
Задание 3. Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.
1 бригада.
На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
3 бригада.
1 м2 стекла стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?
Проверка работы бригад.
1 бригада – 15 кв.м*2*130=3900 руб.
2 бригада – 20м*60=1200руб.
3 бригада –25 кв.м*300=7500руб.
- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?
- Конечно же финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.
ИТОГ
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
РЕФЛЕКСИЯ
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»
Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....
«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...
Презентация на тему: "Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности"
Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических...