Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грмотности
методическая разработка

Великанова Елена Васильевна

Мастер - класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Великанова Елена Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ НШ с. Красноармейское

        

Мастер-класс

«Математическая грамотность младшего школьника,

как компонент  функциональной грамотности»

Цель: формировать математическую грамотность младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций.

Ход мастер – класса

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Добрый день уважаемые коллеги!

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.        

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

- Конечно это и самостоятельная работа по приобретению знаний, и «обучение в сотрудничестве», и  значимость практических знаний.

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;  «обучение в сотрудничестве» даёт положительные результаты, это интерактивный метод; умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений озвучить)

- Спасибо!

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Если предположить, что «Функциональная грамотность» это пазл, которые очень любят собирать дети, то элементами его будут: «Математическая грамотность», читательская грамотность, естественнонаучная грамотность. Это основы функциональной грамотности, которые мы должны закладывать уже в начальной школе!

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.        

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Сегодня хочу показать один из приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию математической функциональной грамотности.

Для любого ребёнка игра - это жизнь. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем». Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление где и как эти знания использовать в повседневной жизни. И сегодня я предлагаю поиграть.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Приложение. Видеоролик) 

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?

- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.

Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.

Задание 1. Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А        54:2:9

Л        72:3:6

М        12*6:72

Р        34+9*4

Я        50-54:6

Числа

Буквы

2 карточка.

П        9*4:9

Т        3*(16:4)

Н        32:8*7

И        9*8:2

К        35:5*7

О        81:9

Л        36*2:9

Числа

Буквы

3 карточка.

К        32*2:8

Т        60:2:5

О        18*2:4

Е        56:8

С        100:5:4

К        6*7

И        7*5

Щ        3*9

Л        3*(16:4)

Ь        9*2

Числа

Буквы

Проверка работы бригад.

1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р

2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К

3 бригада – Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.

5

6

7

8

9

12

18

27

35

42

С

Т

Е

К

О

Л

Ь

Щ

И

К

Задание 2. А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.

Задачи – расчеты.

  1. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Решение

  1. Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Решение

  1. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 5м. Найдите площадь этого стекла.

Длина

Ширина

Решение

Проверка работы бригад.

1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м

2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м

3 бригада – квадрат – площадь квадрата 25 кв.м

Задание 3. Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

1 бригада.

На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?

2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

3 бригада.

1 м2 стекла  стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?

Проверка работы бригад.

1 бригада – 15 кв.м*2*130=3900 руб.

2 бригада – 20м*60=1200руб.

3 бригада –25 кв.м*300=7500руб.

- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?

- Конечно же  финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.

ИТОГ

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

РЕФЛЕКСИЯ

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»

Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....

«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...

Презентация на тему: "Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности"

Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических...