Анализ РДР в 2020-2021 уч. году
методическая разработка

Серикова Ольга Сергеевна

Рекомендации по работе с научно-популярным и художественным текстом при подготовке к РДР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grinenko_n.b._vystuplenie_na_mmo.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с художественными и научно-популярными текстами

(по анализу результатов РДР по литературному чтению)

Гриненко Н.Б.,

учитель начальных классов

ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП»

В 2020-2021 уч. году учащиеся 3-4-х классов писали РДР.   В целом качество написания в сравнении с общим по России и по Белгородской области выше. Но хорошо видно, что научно-популярный текст дети анализируют хуже, чем художественный. Существует много традиционных и инновационных подходов к анализу научно-популярных текстов. Я предлагаю один из приёмов продуктивной работы с художественными и научно-популярными текстами: «сравнение художественного и научно-популярного текстов на одну тему».

Возьмём два текста: 1) Д. Кайдогорова «Сорока», 2) «Болтливая сорока» Е.Чарушина. Читаем тексты и заполняем таблицу.

различия

текстов

тема текста

(про кого?)

основная мысль

(зачем?)

средства выражения основной мысли

отношение автора к героям и событиям

мое отношение к героям и событиям

научно-популярный текст «Сорока»

про сороку

о жизни сороки, умной, осторожной хищницы

загадка, точные факты, научные слова

непонятно

интересно

неинтересно

художественный текст «Болтливая сорока»

про сороку

сорока всем в лесу мешает

прямая речь героев, эмоциональные предложения, сравнения

относится с осуждением (всем от неё несладко)

понравилась

не понравилась

Вывод: в художественных произведениях авторы используют изобразительные средства (выразительные слова, сравнения, диалоги). Их цель – вызвать чувства читателей. А в научно-познавательных  используют научные слова. Цель их – дать знания.

различия

текстов

основная мысль

(зачем?)

средства выражения основной мысли

отношение автора к героям и событиям

научно-популярный текст

вызвать научный интерес

точные факты, научные слова, термины, загадки, вопросы

непонятно

художественный текст

вызвать чувства

прямая речь героев, эмоциональные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения

хорошо понятно

В результате таблица приобретает окончательный вид:

Работа с научно-познавательным текстом дело кропотливое, требующее от учителя не только серьезных научных знаний, но и принципиально новых приёмов и даже технологий. При недостатке времени на уроках можно использовать внеурочные занятия.  

Всё равно, какой приём вы используете традиционный или инновационный, главное уделять анализу текста достаточное время на каждом уроке. Напомню некоторые известные приёмы работы с художественным текстом.

Виды работы над художественным текстом.

1.   Чтение всего текста.

2.   Чтение, деление на части. Составление плана.

3.   Чтение по готовому плану.

4.   Чтение и пересказывание.

5.   Чтение с сокращением текста

6.   Чтение цепочкой по предложению.

7.   Чтение цепочкой по абзацу.

8.   Чтение вполголоса.

9.   Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

10. Чтение, ответы на вопросы.

11. Чтение в тексте отрывка, который помогает ответить на вопрос.

12. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

13. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

14. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

15. Нахождение предложения, отражающего главную мысль рассказа.

16. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.

17. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

18. Чтение, составление сценария к фильму.

19. Чтение, подборка звукового оформления «фильма» (по рисункам детей).

20. Беседа с выборочным текстом.

21. Нахождение в тексте выводов.

22. Высказывание своих суждений о прослушанном после прочтения.

23. Чтение, рассказ о том, что запомнилось, что понравилось.

24. Чтение по ролям.

25. Чтение диалога.

26. Пересказ, чтение с использованием жестов, мимики, позы. «Живая картинка»

27. Нахождение предложения (отрывка), который мог прочитать этот человек.

28. Нахождение отрывка, который можно прочитать с разными чувствами

29. Нахождение и чтение предложений с !,?,,... и т.п.

30. Конкурсное чтение стихов.

31. Нахождение и чтение образных слов и выражений.

32. Нахождение и чтение образных слов и выражений с ударением.

33. Чтение стихотворений, расстановка пауз.

34. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

35. Вычленение слов из рассказа к предложенной схеме.

36. Кто быстрее найдет слово в тексте на заданное правило.

37. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

38. Нахождение 2-х, 3-х, 4-х сложных слов.

39. Нахождение сочетаний: существительное + прилагательное и т.д.

40. Чтение, пометка непонятных слов.

42. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

43. Нахождение чтение в тексте слов, близких по значению данным

45. Комбинированное чтение (ученик-учитель).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы за 2020 - 2021 учебный год Журавлёвой

Анализ воспитательной работы за 2020 - 2021 учебный год Журавлёвой...

Анализ_РМО_начальные классы_2020_2021 год

Анализ работы РМО учителей начальных классов Саргатского муниципального района Омской области...

Анализ_РМО_начальные классы_2020_2021 год

Анализ работы РМО учителей начальных классов Саргатского муниципального района Омской области...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2020-2021 учебный год

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2020-2021 учебный год...

Выступление на педсовете"«Анализ учебно-воспитательной работы за 2020-2021 учебный год. Стратегия развития на 2021-2022учебный год»

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностям...

Анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты в 2020 – 2021 учебном году.

Система методической работы на муниципальном уровне основывается на понимании целей, задач, тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, создании...