Доклад "Практика внедрения ФГОС: опыт и проблемы»
статья (4 класс)
Доклад о практике внедрения ФГОС НОО в МКОУ СОШ №13.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обмен опытом о реализации ФГОС НОО | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика внедрения ФГОС НОО: опыт и проблемы.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Известная притча гласит: « Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.
Изменилась и роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника.
Перед педагогическим коллективом нашей школы встала новая непростая задача – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Поставленная задача успешно решалась учителями первых и вторых классов, которые прошли курсы повышения квалификации по новым образовательным стандартам, освоили современные образовательные технологии, приобрели опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, научились осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности первоклассников и рефлексивный анализ.
Кадровая подготовка является одним из важнейших условий внедрения ФГОС. Была создана рабочая группа, состоящая из опытных учителей, которая и разработала рабочие программы по предметам на 4 года обучения. А также разработаны программы внеурочной деятельности. Составлено календарно-тематическое планирование с учетом планируемых результатов и УУД. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Безусловно, ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни. Но существенное место занимают как формирование предметных, так и метапредметных результатов.
(Слайд)
Одним из факторов повышения качества обученности является создание условий образовательной среды для развития школьника. Не менее важным условием является материально-техническая база школы. Кабинеты оснащены учебной мебелью. Каждый учитель имеет свое автоматизированное рабочее место, которое включает в себя: интерактивную доску, мультимедийный проектор, персональный компьютер, веб камеру, МФУ (многофункциональное устройство: принтер, сканер, ксерокс), что позволяет эффективно строить образовательный процесс. Приобретены учебно-методические пособия и соответствующее оборудование. Методическим объединением (МО) учителей начальных классов была создана медиатека, состоящая из наборов дисков по различным областям знаний: детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», мир природы, интерактивные тренажеры для учащихся 1 – 4 классов по предметам, игры для развития памяти и логического мышления. Учителя школы работают по развивающей программе «Школа 2100». (Слайд)
Данная программа адаптирована для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, так как в основе лежит развивающее личностно-ориентированное обучение. Главное преимущество программы «Школа 2100» заключается в непрерывности образования. Она разработана для дошкольного образования, начальной и основной, старшей школы.
МО учителей начальных классов отслеживало освоение программ учениками 1 и 2 классов. Результаты мониторинга позволили выявить степень достижения базового уровня, который показал сформированность учебных действий по всем предметам.
(Слайд) Показатели выполнения итоговой комплексной работы за 2012-2013 учебный год.
Всего учащихся в 1 и 2 классах – 63чел.
Выполняли работу – 60 чел. (100%)
Анализ результатов мониторинга показал:
высокий уровень – 10 чел. (17%),
средний уровень – 23 чел. (38,3%),
низкий уровень – 25 чел. (41,7%),
критический – 2 чел. (3%).
Исходя из полученных показателей можно сделать вывод о том, что 58 чел. (96,7%) справились с программой. Но все же 2 чел. (3%) показали низкие результаты.
Психологической службой отслеживались метапредметные и личностные результаты учащихся. Проведен мониторинг сформированности познавательных, личностных, коммуникативных результатов. Грамотно и профессионально было организовано психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации.
Учитывая, что в первых классах безотметочная система обучения, отслеживать динамику роста развития учащихся помогает Портфолио. (Слайд) Данная форма оценивания достижений учащихся успешно используется в школе: ученики с 1 класса накапливают свои как предметные, так и метапредметные результаты и представляют их как в классном, так и в личном портфолио.
На ежегодных школьных конференциях представляются проекты учащихся с 1по 4 классы: групповой проект « Я помню! Я горжусь!», «Азбука», «Фамильное древо», «Будь природе другом» и другие.
Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.
В работе используем цифровую лабораторию. Детям очень нравится работа с датчиками. С каким интересом они измеряли температуру ладошек, уровень освещения в классе. Составляли графики, сравнивали их…
Одно из основных отличий новых образовательных стандартов - это внеурочная деятельность.
Материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
(Слайд) Реализуется внеурочная деятельность по следующим направлениям:
- спортивно – оздоровительное, через занятия в кружке «Я и моё здоровье»;
- общекультурное, через занятия в кружках «Очумелые ручки» и «Почемучки»;
- социальное, через занятия в кружке «Познай себя».
На работу кружков отведено 2 часа во внеурочное время.
Небольшие результаты своей работы мы увидели на районном семинаре заместителей директоров школ по воспитательной работе. На этом семинаре интересно и увлекательно были показаны занятия кружков с использованием разных форм проведения.
- 1 «а» класс «Путешествие в страну геометрических фигур. Волшебный круг». (Аджигабулова Н.Р.)
- 1 «б» класс Познавательная игра «Как вас звать – величать». (Муслимова М.С.)
- 2 «а» класс «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». (Шиянова Л.А.)
- Мастер - класс «Мир познания – мир радости». (Дербишева Н.Н.)
Приняли активное участие в подготовке и проведении первого Межрегионального семинара в рамках договора «О дружбе и сотрудничестве».
Были представлены работы ребят. Дети участвовали в выставке национальных подворий «В семье единой». Гости побывали на часе общения у третьеклассников «Пылайте сердцем, творите любовью».
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний полученных на уроках, в практической и творческой деятельности учащихся.
Сравнительный анализ развития первоклассников показал: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог. Первоклассники не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и научились рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Научились работать в паре. Показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи. Большая часть детей самостоятельно оценивает свою деятельность на уроке.
Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях.
Проблемы есть. В начальной школе ещё не функционирует единая информационная сеть.
Проблемы есть, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой.
Подводя итог работы учителей в условиях внедрения ФГОС считаю, что все же было больше положительных моментов, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Практика внедрения ФГОС НОО: опыт и проблемы.
С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). (Слайды 1-6)
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Известная притча гласит: « Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
(Слайд 7)
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.
Изменилась и роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника.
Перед педагогическим коллективом нашей школы встала новая непростая задача – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Поставленная задача успешно решалась учителями, которые прошли курсы повышения квалификации по новым образовательным стандартам, освоили современные образовательные технологии, приобрели опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, научились осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности первоклассников и рефлексивный анализ.
Кадровая подготовка является одним из важнейших условий внедрения ФГОС. Была создана рабочая группа, состоящая из опытных учителей, которая и разработала рабочие программы по предметам на 4 года обучения.
Составлено календарно-тематическое планирование с учетом планируемых результатов и УУД. Безусловно, ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни.
Но существенное место занимают как формирование предметных, так и метапредметных результатов.
(Слайд)
Одним из факторов повышения качества обученности является создание условий образовательной среды для развития школьника. Не менее важным условием является материально-техническая база школы. Кабинеты оснащены учебной мебелью.
Каждый учитель имеет свое автоматизированное рабочее место, что позволяет эффективно строить образовательный процесс.
( Слайд)
(Интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер, веб камера, МФУ (многофункциональное устройство: принтер, сканер, ксерокс).
( Слайд)
Приобретены учебно-методические пособия, создана медиатека.
( Слайд)
Учителя школы работают по развивающей программе «Школа 2100». (Слайд)
Данная программа адаптирована для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, так как в основе лежит развивающее личностно-ориентированное обучение. Главное преимущество программы «Школа 2100» заключается в непрерывности образования. Она разработана для дошкольного образования, начальной и основной, старшей школы.
МО учителей начальных классов отслеживало освоение программ учащимися 1 и 2 классов. Результаты мониторинга позволили выявить степень достижения базового уровня, который показал сформированность учебных действий по всем предметам.
(Слайд)
Показатели выполнения итоговой комплексной работы за 2012-2013 учебный год.
Всего учащихся в 1 и 2 классах – 63чел.
Выполняли работу – 60 чел. (100%)
Анализ результатов мониторинга показал:
высокий уровень – 10 чел. (17%),
средний уровень – 23 чел. (38,3%),
низкий уровень – 26 чел. (43%),
критический – 1 чел. (2%).
Исходя из полученных показателей выполнения итоговой комплексной работы, можно сделать вывод о том, 98% учащихся справились с программой. Но все же 2% учащихся имеющие справки медико-педагогической комиссии показали результаты ниже базового уровня.
Психологической службой отслеживались метапредметные и личностные результаты учащихся. Проведен мониторинг сформированности познавательных, личностных, коммуникативных результатов. Интересно и профессионально было организовано психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации.
(Слайд)
Учитывая, что в первых классах безотметочная система обучения, отслеживать динамику роста развития учащихся помогает Портфолио.
Данная форма оценивания достижений учащихся успешно используется в школе: ученики с 1 класса накапливают свои как предметные, так и метапредметные результаты и представляют их как в классном, так и в личном портфолио.
На ежегодных школьных конференциях представляются проекты учащихся.
(Слайды)
(Групповой проект « Я помню! Я горжусь!», «Азбука», «Фамильное древо», «Будь природе другом» и другие.)
Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.
(Слайд)
В работе используем цифровую лабораторию. Детям очень нравится работа с датчиками. С каким интересом они измеряли температуру ладошек, уровень освещения в классе. Составляли графики, сравнивали их…
Одно из основных отличий новых образовательных стандартов - это внеурочная деятельность.
(Слайды мероприятий)
Материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
Разработаны программы внеурочной деятельности. Реализуется внеурочная деятельность по различным направлениям.
(Слайд)
№ | Направление | Название кружков | Количество часов | |
1 класс | 2 класс | |||
1. | Общекультурное | «Почемучки» | 2 | |
«Очумелые ручки» | 2 | |||
2. | Спортивно-оздоровительное | «Я и моё здоровье» | 2 | |
3. | Социальное | «Познай себя» | 2 | |
4ч | 4ч |
На работу кружков отведено 2 часа во внеурочное время.
(Слайды мероприятий)
- 1 «а» класс «Путешествие в страну геометрических фигур. Волшебный круг». (Аджигабулова Н.Р.)
- 1 «б» класс Познавательная игра «Как вас звать – величать». (Муслимова М.С.)
- 2 «а» класс «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты». (Шиянова Л.А.)
- Мастер - класс «Мир познания – мир радости». (Дербишева Н.Н.)
Небольшие результаты своей работы мы увидели на районном семинаре заместителей директоров школ по воспитательной работе. На этом семинаре интересно и увлекательно были показаны занятия кружков с использованием разных форм проведения.
(Слайды)
Приняли активное участие в подготовке и проведении первого Межрегионального семинара в рамках договора «О дружбе и сотрудничестве».
Были представлены работы ребят. Дети участвовали в выставке национальных подворий «В семье единой». Гости побывали на часе общения у третьеклассников «Пылайте сердцем, творите любовью».
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний полученных на уроках, в практической и творческой деятельности учащихся.
(Слайд «Портрет выпускника начальной школы или фото»)?
Сравнительный анализ развития первоклассников показал: дети стали коммуникабельнее, лучше реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог. Первоклассники не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и научились рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи. Большая часть детей самостоятельно оценивает свою деятельность на уроке.
(Слайд)?
Но одним из ключевых направлений развития общего образования, согласно новым стандартам, является здоровье учащихся. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, питанию школьников. Столовая оснащена современнымоборудованием.
(Слайд)
Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии образовательного процесса, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях.
Но, конечно, есть и проблемы. В начальной школе ещё не функционирует единая информационная сеть. ???
Проблемы есть, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой.
Подводя итог работы учителей в условиях внедрения ФГОС считаю, что все же было больше положительных моментов, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....
Опыт работы по организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС
В статье представлен опыт работы учителей начальных классов школы №436 по орагнизации внеурочной деятельности в рамках внежрения ФГОС путем создания Клуба "Лучики здоровья" для обучающихся начальной ш...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Новые технологии для новой школы...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...
Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок
Первые результаты внедрения ФГОС, опыт проб, успехов и ошибок(сообщение в рамках заседания МО)2013 г....
Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....