Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.
статья (1 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  в период обучения грамоте

 « А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного,                                                оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…»
                                                                                                                   М. Цветаева 

Работу с текстом, как с источником информации, необходимо начинать в 1 классе на этапе обучения грамоте.

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках чтения в 1 классе.

  • Практическое отличие текста от набора предложений.
  •  Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
  • Нахождение информации в тексте по заданию учителя.
  •  Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
  • Определение темы текста.
  • Умение назвать героев текста.
  • Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
  •  Озаглавливание текста (подбор заголовков).
  • Дополнение содержания, создание новых текстов.

Что является текстом в период обучения грамоте?

  • Иллюстрация ( рисунок ).
  • Текст.

Добукварный период. Работа по серии сюжетных картинок: восстановление сказки.

Вопросы и задания.

Знакомы ли герои? Перечислите их. Кого не хватает на рисунке?

По схеме предложения вспомните начало сказки. Какие слова в сказке повторяются?

Что было дальше? Восстановите последовательность сказки.

Озвучьте схему последнего предложения.

Разыграйте фрагмент сказки.

Использование приема «Постановка живых картин».

Развитие речи: пропедевтика создания текста

  • Работа над структурными частями рассказа.
  • Основные понятия ( тема, герои, заголовок).
  • Кто главные герои? Придумывание названия рассказу по его графическому изображению.
  • Составление предложений. Куда пошел Петрушка? Что сказала ему Красная шапочка? Что предложил ей Петрушка? Использование приема «Живые предложения».
  • Какой конец у этого рассказа?
  • Расскажите, как вы составляли рассказ , воспользуйтесь картинным планом.
  • Разыграйте эту сценку, используя соответствующие мимику и жесты.

         Использование приема «Постановка живых картин».

Развитие речи: создание текста по опорным словам.

Работа с текстом. При работе текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Дотекстовый  этап

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). 

Задача – выработать мотивацию к прочтению текста по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Прогноз по заголовку.

По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста.

Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Кто может быть главным героем?

Какое событие в рассказе может быть описано?

Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

Мозговой штурм

 (Прием «Ассоциативный куст)

Задается вопрос:какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Педагог может добавить различную информацию.

Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

 Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

  • - Знаком ли автор, встречались с произведениями данного автора, о чём пишет данный автор?
  • - К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
  • - Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность
  • и так далее)?
  • - Где и в какое время может происходить действие?

Батарея вопросов.

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

Глоссарий

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Верные и неверные утверждения ( «Верите ли вы, что …  )

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают ―верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.

Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Прием формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение.

Текстовый этап. 

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.

Чтение про себя с пометками» («Инсерт»)

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данная стратегия чаще всего используется для работы с научными текстами. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Индивидуальное чтение.

   Читая, ученик делает пометки в тексте: 

+ – знал; – – новое;

? – интересно; V – непонятно.

В – вопрос; О – ответ;

; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

+   - Знакомая информация

--   - Новая информация

V   - Я думал (думала) иначе

?  -     Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

V  – уже знал;

    +  – новое; 

    –  – думал иначе; 

    ?  – не понял, есть вопросы.

«!» - помечается то, что уже известно ,

«-» - помечается то, с чем не согласен обучающийся ,

«+» - помечается то, что является для обучающегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

Чтение с остановками

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Подчеркни в тексте простым карандашом сова, смысл которых непонятен. Обсуди с другом, что они обозначают.Если возникнут затруднения, обратись к словарю.

Подчеркни слова, которые тебе непонятны. Проверь, правильно ли ты понимаешь смысл этих слов.

Приемы послетекстовой деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий

Отношения между вопросом и ответом

Цель – обучение пониманию текста. Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа:

 описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

После чтения текста учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса.

Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

       

        Ключевые слова

Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.

Кубик Блума

Работа с кубиком строится следующим образом:

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить. Можно назвать грани фигуры так:

Предложи (свой вариант названия сказки);

 Назови (основных героев);

 Придумай (другой ход событий);

Почему (основной герой поступил так);

Объясни (почему такой конец сказки);

Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

Мозаика 

Распечатать текст и разрезать его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.

Приемы послетекстовой деятельности.

Определи тему текста. Подчеркни в тексте слова, которые помогли тебе это сделать.

Придумать новое название.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Рассмотри иллюстрации к тексту. Определи, какая картинка не соответствует содержанию текста. Обоснуй свое мнение.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Распределить заголовки согласно содержанию текста.

Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.

Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.

Придумать, что могло бы случиться, если бы.…

Придумать новый конец текста.

Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.

Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Творческие задания игрового действия

Графическое иллюстрирование

Словесное иллюстрирование

Добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении.

Предложите учащимся поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста.

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

1. Лечу зверей и птиц.

2. Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

3. Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

4. Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

Составление кроссвордов.

Составление викторин.

Драматизация:

чтение по ролям;

 кукольный театр;

 пальчиковый театр;

 театр теней;

музыкальные инсценировки;

драматизация сказок;

 пантомима;

постановка живых картин;

костюмированные представления;

 спектакли по собственным сценариям.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, , а также во внеурочной деятельности:

книжки – самоделки;

лепка и аппликация.

.Стратегии и приемы смыслового чтения предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребѐнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание –  составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна  Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе

В данной статье представлены методы и приёмы формирования навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе по "Азбуке" Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец (Система Л.В. Занкова)...

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Статья "Стратегии смыслового чтения"

В статье говорится о стратегии смыслового чтения, о необходимости работы с текстом, начиная с начальной школы....

Конспект урока по русскому языку с применением стратегий смыслового чтения по теме: "Предложный падеж имени существительного"

В конспекте урока по русскому языку "Предложный падеж имени существительного" предлагаю использовать такую стратегию смыслового чтения, как создание кластера. Данная стратегия, на мой взгляд...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Смысловое чтение Фрагмент урока по обучению грамоте

В материале представлен фрагмент урока по обучению грамоте, 1 класс, технология смыслового чтения...

Стратегии смыслового чтения. Понимание текста на уроках - основа формирования успешного ученика

        Практически на каждом уроке мы обращаемся к учебнику. Чтобы научить детей работать с книгой, нам надо научить их читать, и читать так, чтобы они понимали прочитанное...