Конспект урока по русскому языку с применением стратегий смыслового чтения по теме: "Предложный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В конспекте урока по русскому языку "Предложный падеж имени существительного" предлагаю использовать такую стратегию смыслового чтения, как создание кластера. Данная стратегия, на мой взгляд, наиболее просто и доступно помогает систематизировать полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку по теме:"Предложный падеж имени существительного" | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
3 .Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
4.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
5.Развивать умение работать в парах.
6.Воспитывать навык самостоятельности.
7.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
- Организация класса.
Актуализация знаний, умений.
Проверка изученного материала.
Итак, Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
Проверка: Слайд 5
Ветка осины (Р.п)
Слушаю музыку (В.п)
Цветет лепесток (И.п)
Цветы для мамы (Р.п)
Пирог с черникой (Т.п)
Ехал по дороге (Д.п)
Смотрел на море (В.п)
Идет с братом (Т.п)
Кружили над болотом (Т.п)
-У кого-то были ошибки?
- Оцените свою работу
III. Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока. Слайд 6
-Прослушайте пожалуйста слова Великого русского
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»? Когда нам нужно узнать толкование какого-нибудь слова, к какому словарю мы обращаемся?
- Давайте Обратимся к Толковому Словарю Ожегова. Слайд 7
(Награда – 1. То, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности;2. Благодарность за что-нибудь; А для нас награда - новые открытия, знания о языке.)
- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.
III. Чистописание Слайд 8
А сейчас тетрадь открыли
И как надо положили.
Сядьте прямо, не кривитесь,
За работу все возьмитесь.
Запишите все число,
Классная работа.
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
П п (согласный, глухой, парный)
письмо
Павел писал о ласковом солнышке.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)
- Что написано на второй строчке? (слово)
- Сколько слогов слове? 2
- Сколько в этом слове букв и звуков? Докажите?
- Какой частью речи является это слово?
- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Назовите грамматическую основу. К какой части речи относится каждое слово?
- Оцените свою работу
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)
Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами.
Что вы заметили?
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
? |
кластер- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имени сущ)
- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы) .)
V. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже, вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)
- Оцените свою работу
VI .Работа по теме урока.
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
Слайд 12 - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова.
Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым – естество- испытателем, литератором, историком, художником.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)
Знакомство с предложным падежом.
Стихотворение о П.п.
- Работа в паре определить роль в предложении
1. Роль в предложении - Составьте два предложения.
- Найдите основу предложения.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
кластер
2.Предлоги
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?
Слайд 15
Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О ……падеже предложный
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п . Сделайте вывод . кластер
- Оценили свою работу
- Физминутка.
-Вы наверное устали? Значит пришло время отдохнуть нашим глазкам.. Слайд16
VII. Закрепление изученного.
Откройте учебник на стр._55 Упр. 99.,
- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.
- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
- Какие слова можно подставить? Закрепление изученного. кластер
- Мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.
- Работа с карточкам. . Указать падеж.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.
-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).
2. Тест. Слайд 20
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если в других, то «нет».
Да Нет
1 нырнул в воду о м
2 играют в воде о к
3 сидел на берегу л п
4 отъехал от берега и о
5 скользят по воде ч д
6 скрылась в глубине е н
7 жить на острове ц й
- Оценили свою работу
- Итог урока
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним цели урока.
Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?
Домашнее задание: упр. 100
XIII. Рефлексия.
- Узнал (а)…
- Понял (а)….
- Научился (а)….
- Могу себя похвалить за то, что…
Приложения к уроку
И.п. | И.п. | ||||||
Р.п. | Р.п. | ||||||
Д.п. | Д.п. | ||||||
В.п. | В.п. | ||||||
Т.п. | Т.п. | ||||||
? | ? | ||||||
И.п. | И.п. | ||||||
Р.п. | Р.п. | ||||||
Д.п. | Д.п. | ||||||
В.п. | В.п. | ||||||
Т.п. | Т.п. | ||||||
? | ? | ||||||
И.п. | И.п. | ||||||
Р.п. | Р.п. | ||||||
Д.п. | Д.п. | ||||||
В.п. | В.п. | ||||||
Т.п. | Т.п. | ||||||
? | ? | ||||||
И.п. | И.п. | ||||||
Р.п. | Р.п. | ||||||
Д.п. | Д.п. | ||||||
В.п. | В.п. | ||||||
Т.п. | Т.п. | ||||||
? | ? | ||||||
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю …… корона Буду с ней сидеть ….. трон Я мечтаю …… слон Чтоб кататься …. луна Вечерами …. полумгле Я мечтаю …. орёл Буду с ним летать …. воля Буду я учиться …. школа Ой, мечтаю я уже О …… ……….падеже предложный | Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю …… корона Буду с ней сидеть ….. трон Я мечтаю …… слон Чтоб кататься …. луна Вечерами …. полумгле Я мечтаю …. орёл Буду с ним летать …. воля Буду я учиться …. школа Ой, мечтаю я уже О …… ……….падеже предложный | ||||||
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю …… корона Буду с ней сидеть ….. трон Я мечтаю …… слон Чтоб кататься …. луна Вечерами …. полумгле Я мечтаю …. орёл Буду с ним летать …. воля Буду я учиться …. школа Ой, мечтаю я уже О …… ……….падеже предложный | Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю …… корона Буду с ней сидеть ….. трон Я мечтаю …… слон Чтоб кататься …. луна Вечерами …. полумгле Я мечтаю …. орёл Буду с ним летать …. воля Буду я учиться …. школа Ой, мечтаю я уже О …… ……….падеже предложный | ||||||
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю …… корона Буду с ней сидеть ….. трон Я мечтаю …… слон Чтоб кататься …. луна Вечерами …. полумгле Я мечтаю …. орёл Буду с ним летать …. воля Буду я учиться …. школа Ой, мечтаю я уже О …… ……….падеже предложный | Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю …… корона Буду с ней сидеть ….. трон Я мечтаю …… слон Чтоб кататься …. луна Вечерами …. полумгле Я мечтаю …. орёл Буду с ним летать …. воля Буду я учиться …. школа Ой, мечтаю я уже О …… ……….падеже предложный | ||||||
Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | ||||||
Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | ||||||
Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | ||||||
Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й | Т Е С Т_________________________ Да Нет 1. нырнул в воду о м 2 .играют в воде о к 3 .сидел на берегу л п 4 .отъехал от берега и о 5 .скользят по воде ч д 6 .скрылась в глубине е н 7. жить на острове ц й |
кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Обобщение знаний о падежах имен существительных. УМК: «Школа Росиии».
Обобщение знаний о падежах имен существительных....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. " Развитие умения писать падежные окончания в именах существительных"
Урок -рефлексии по теме "Развитие умения писать слова с изученной орфограммой" Урок построен с учетом требований ФГОС. К уроку прилагается презентация....
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа
Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:• Предметные:•...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
Урок русского языка в 3 классе на тему «Обобщение знаний о падежах имен существительных» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком общеметодологической н...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Единственное и множественное число имен существительных"
Урок русского языка. 2 класс. По теме: "Единственное и множественное число имен существительных" по учебнику В.П. Канакина В.Г. Горецкий Цель: познакомить учащихся с понятиями : единс...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе " Изменение по вопросам одушевленных и неодушевленных имен существительных"
Конспект урока с использованием ЦОРЦели:- формировать представление о том, что существительные относят к одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от вопроса;- развивать умение изменять имена ...