Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Калдина Елена Николаевна

Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmu_.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.

        Известно, что способов дифференциации, применяемых на уроках в начальной школе, существует несколько:

  • по уровню трудности (обученности учащихся),
  • по объёму (темпу работы учащихся),
  • по уровню творчества,
  • по степени самостоятельности,
  • по степени помощи.

Организуя внутриклассную дифференциацию, учитываю несколько этапов:

  1. определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы;
  2. проведение диагностики на основан выбранных критериев (в этом могут помочь разноуровневые проверочные работы);
  3. распределение детей по группам с учётом результатов диагностики;
  4. выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;
  5. реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
  6. контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. При определении детей в ту или иную группу с разным уровнем по конкретному способу дифференциации.

Для организации дифференцированного обучения, я в своём классе использую групповую форму. В группы детей формирую по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

         Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также я включила сюда и учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываю индивидуальные задания и упражнения.

        Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для меня является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

       Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными  способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

Осуществляя групповую дифференциацию, я руководствуюсь следующим требованием: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

     Используя различные способы организации деятельности  и единые задания, я дифференцирую детей по:

  1. степени самостоятельности учащихся
  2. характеру помощи учащимся

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1 Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

     Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

-для 3 группы это: выполнение заданий по отработанному алгоритму

-для 2 и 1 групп: к базовому заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера на уроках русского языка;                                                                                на уроках математики могут быть следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение учебного материала;
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;
  • выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;
  • использование обратного задания вместо прямого;
  • использование условных символов (“сказочных цифр”, букв ) вместо чисел.

2. Дифференциация заданий по объёму учебного материала

    Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

       Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

    Как правило, дифференциация по объёму я сочетаю с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных я предлагаю творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе.

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

        Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

       В качестве репродуктивных заданий я предлагаю учащимся выполнить упражнение в учебнике, вставить пропущенные слова в предложении, букву в слове и т.д.

         К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках русского языка, например, я предлагаю подобрать рифмы, при работе над лексическим значением слова - выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении.

        Дифференцированную работу я организую различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости (3 группа) предлагаю репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.

Например, на уроках математики использую следующие виды продуктивных заданий:

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов  (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задачи с недостающими или лишними данными;
  • выполнение заданий разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений и т.д.
  • нестандартные исследовательские задания.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности

   При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие - самостоятельно.

        Обычно работу я организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1 группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2 группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3 группы, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально или самостоятельно, например, по эталону.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Школьники сами определяют, на. каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу  приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.

       Наиболее распространёнными видами помощи использую:

  • помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
  • помощь в виде «подсказок» (карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске);

      На карточках использую различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения
  • справочные материалы: теоретическая справка в виде правила
  • наглядные опоры, иллюстрации (например, схема предложения, схема разбора слова по составу и др.)
  • дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь)
  • вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания
  • начало выполнения упражнения, начало решения или частично выполненное решение задачи
  • план решения задачи;.

Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом. Так же чаще всего на уроке применяется сочетание различных способов дифференциации. Так, при объяснении нового материала могут применяться следующие приёмы;


- приём многократного объяснения нового материала - учитель несколько раз объясняет новый материал: - после первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе – они выполняют предназначенное для них; - для учащихся, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель ещё раз повторяет более краткое и сжатой объяснение, но использует другую наглядность, обращает внимание на главные выводы. После этого ещё часть учеников приступают к самостоятельной работе; - для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты;

  •  приём, основанный на использовании разных методов обучения: - ознакомление с новым материалом можно провести на основе проблемных методов обучения или частично-поискового метода (использование схематической наглядности); - при повторном объяснении использовать объяснительно-иллюстративный метод (необходимо активизировать детей, задавая им вопросы);
  • -приём дифференциации работы по степени самостоятельности: используется для ознакомления с новым материалом невысокого уровня сложности. Учащиеся с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно (составление или заполнение таблиц и т.д.), а остальные знакомятся с материалом под руководством учителя;
  • -приём ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы: используется исследовательский метод, предполагающий открытие нового материала без руководства учителя. Для этого создаются е группы, в которых объединены дети с разным уровнем обучаемости, поэтому в процессе коллективного обсуждения проблемы происходит естественная дифференциация. Одни дети выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют и т.д. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя. Сопоставляются мнения групп, делается окончательный вывод. Вывод может быть оформлен в виде памятки, алгоритма, схемы и др.

         Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
1) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
6) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

        Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети";                                                                                                                                                                            3) подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат.

      Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Школа молодого учителя.

МОУ « СОШ № 32»

Применение разных способов                       дифференцированного подхода                                             на уроках в начальной школе.

Из опыта работы

учителя начальных классов

Елены Николаевны Калдиной

(высшая категория)

        Март, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....

Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе

Уровневая дифференциация создаёт благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе....

Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.

Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....

ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье расматривается теория и технология СДО в применении к УУД через логические понятия, вопрося - суждения, умозаключения. В статье используются фрагменты урока в 1 классе по теме: "Ударение"....

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...