Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе
статья на тему
Уровневая дифференциация создаёт благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе»
Главная цель общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей - это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели образования.
Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует: построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности -раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.
Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.
Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:
- изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
- определение критериев деления учащихся на группы;
- умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
- умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
- перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
- умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.
Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную. А более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только тогда когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели
воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной
деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик стал подлинным
субъектом учения, желающим учиться. Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили,
должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям
школьников». Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для
дифференцированной работы.
- Проведение диагностики по выработанному критерию.
- Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для
созданных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках в начальной школе.
1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников,
которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых
видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В
процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой
деятельности.
Виды продуктивных заданий, например: классификация математических объектов
(выражений, геометрических фигур);
преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой
арифметической задачи в составную);
задания с недостающими или лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для
наиболее подготовленных учащихся:
усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й группы
используются двузначные числа, а для 3-й группы - однозначные);
увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й
группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 4 действия);
выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе
даётся задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам даётся
задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе - более трудное задание на замену
мелких мер крупными).
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации в качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАДОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи используют: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).
Изучив опыт И.И.Аргинской, которая предлагает в данном случае использовать стимулирующую, направляющую обучающую помощь, можно предложить особенности работы с карточками-помощницами. Учащимся 1-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 2-й и 3-й группы оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.
На карточках могут использоваться различные виды помощи: образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.;
наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)
дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
начало решения или частично выполненное решение.
Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход на уроках в начальной школе
Презентация одной из современных технологий....
Выступление на тему "Реализация системно-деятельстного подхода на уроках в начальной школе"
Выступление на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"...
Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....
«Реализация принципов развивающего обучения в работе по УМК «Перспективная начальная школа».
Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие учащихся в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций и ситуаций учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учеб...
«Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе»
Выступление на МО классных руководителей 16.02.2017...
Индивидуальный подход на уроках в начальной школе
Каждый человек индивидуален, так как это личность с ярко выраженным, особенным характером и внутреннем миром. В современном мире доступной информации, и часто нежелательной детям, во много раз увеличи...
Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.
Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапа...