Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
статья (2 класс) на тему
Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование дифференцированного подхода
на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель начальных классов что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации?
Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка. Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
На уроках русского языка я стремлюсь к тому, чтобы у детей не было скучных и грустных лиц, а глаза светились огоньком жажды познания.
Использовать дифференцированный подход на уроках русского языка я начинаю с первого класса. Предварительную работу веду на уроках письма, для слабых учеников предлагаю задания вида: выбрать нужную букву из предложенных букв и вставить, чтобы получилось слово. Слабые дети на первых этапах записывают слова по образцу, а сильные дети “переводят” печатные слова и тексты в письменный вид. Письмо под диктовку тоже дифференцирую: сильные ученики записывают под диктовку слово или предложение, а слабые пишут первую букву слова, затем слог и лишь потом целиком слово и предложение.
Дифференциацию на уроках русского языка веду по четырем основным направлениям:
По уровню сложности заданий на одно правило.
По категориям отрабатываемых правил.
По уровню развития письменной речи.
По уровню овладения видами разборов.
По уровню сложности заданий на одно правило.
При изучении любого правила и его отработке на практике, выполняя упражнения, детям предлагаю задания различного уровня сложности.
Например, при изучении темы “Безударные гласные”
1 уровень: “Вставь в слова пропущенные буквы и подчеркни их”
2. Уровень: “Вставь безударную гласную и запиши проверочное слово, обозначь ударную и безударную позицию звука”.
Для отработки знания правила предлагаю детям проверочную работу:
1 уровень: “Вставьте нужное слово в правило (устно) и выбери вариант ответа по теме”.
2 уровень: “Прочитай утверждения, выбери нужное.”
По уровню развития письменной речи. Задания по развитию письменной речи на обучающих этапах тоже носят дифференцированный характер.
1 уровень: выбирать заголовок к тексту из предложенных заголовков
2 уровень: озаглавить текст самостоятельно.
Работая над деформированным текстом:
1 уровень: определить последовательность предложений
2 уровень: из слов составить предложения и определить последовательность самостоятельно составленных предложений.
При работе над планом:
1 уровень: составить план с помощью учителя
2 уровень: составить план самостоятельно.
По уровню овладения видами разборов.
1 уровень: найди предложения, в которых неправильно подчеркнуты члены предложения.
2 уровень: запиши предложение, разбери их по членам.
По уровню сложности заданий на одно правило.
Безударные гласные, не проверяемые ударением.
А.- Вставь буквы в словарные слова, изученные в 3 классе.
___птека б__седа вмест__
б__гаж б__лет в__круг
г__гант в__гон __переди
б__лото в__сток г__рох
б__тинки в__зде б__бл____тека
Прочитай внимательно слова, сверь их написание с орфографическим словариком 3 класса. Исправь ошибки, если они есть. Запиши слова, в которых допущены ошибки ещё раз, поставь ударение, подчеркни безударные гласные.
Б.- Вставь буквы в словарные слова, изученные в 3 классе.
__птека б__седа вмест__
б__гаж б__лет в__круг
г__гант в__гон __переди
б__лото в__сток г__рох
б__тинки в__зде б__бл____тека
Прочитай внимательно слова, сверь их написание с орфографическим словариком 3 класса. Исправь ошибки, если они есть. Закрой тетрадь и в своей рабочей тетради запиши их по памяти.
В.- Вставь буквы в словарные слова, изученные в 3 классе.
__птека б__седа вмест__
б__гаж б__лет в__круг
г__гант в__гон __переди
б__лото в__сток г__рох
б__тинки в__зде б__бл___тека
Прочитай внимательно слова, сверь их написание с орфографическим словариком 3 класса. Исправь ошибки, если они есть. Закрой тетрадь и в своей рабочей тетради запиши 2 предложения, используя словарные слова.
Парные согласные на конце слова
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Непроизносимые согласные в корне слова
Уровень 1.
Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;
Звёздный, звезда, звёздочка;
Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.
Честь, честный;
Вести, известить, известный.
Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.
Уровень 2.
Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;
звезда, звёздочка – звёз…ный,
Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть;
Честь – чес…ный;
Вести, известить – извес…ный.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Поез…ка - …, наез…ник - …, звёз…ный -…, свис…нуть - …, чес…ное - …, извес…ный -… .
Правописание предлогов и приставок
Уровень 1.
В один столбик выпиши слова с приставками , в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 2.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 3.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Придумайте свои слова с приставками и предлогами.
Состав слова
Уровень 1.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 2.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 3.
Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Части речи
Уровень 1.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
Уровень 2.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Уровень 3.
Выпишите слова по частям речи.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Число имён существительных
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - … .
Уровень 2.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - … .
Уровень 3.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - … .
Допишите два своих слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Актуальность использования Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать обычный урок необычным, как неинтересный материал пре...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата.Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные...
Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...