Интеллект-карта как способ визуализации мышления младших школьников
методическая разработка (4 класс)

Миронова Юлия Леонидовна

Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других. Как же научить всему этому младшего школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывает при обучении?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya._master-_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других. Как же научить всему этому младшего школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывает при обучении? Для решения обозначенной проблемы необходимы иные приёмы и способы работы с  учебной информацией и, как следствие, иные способы организации учебного процесса, позволяющие не столько формировать, сколько управлять формированием ключевых компетенций на основании информации обратной связи. На мой взгляд, эффективным инструментом, позволяющим действительно решить обозначенную выше проблему, является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.

Мастер-класс

Интеллект-карты как способ визуализации мышления

Миронова Юлия Леонидовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1»

Цель: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников  и  формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Задачи:

- сформировать у участников мастер-класса понятие о  методе составления интеллект-карт;

- выяснить, целесообразность применения метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе;

- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Ожидаемые результаты:

- участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения метода составления интеллект-карт  на уроках; осознают его важность и необходимость для современной школы;

- практический выход: самостоятельное конструирование собственных  интеллект-карт.

Оборудование: выставка интеллект-карт; мультимедийное оборудование, презентация; заготовки для мастер-класса.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово мастера: представление метода «интеллект-карта» как средства обучения в условиях ФГОС.

2. Представление мультимедийной  презентации «Этапы работы по составлению интеллект-карты».

3. Совместная деятельность по созданию интеллект-карты.

4. Рефлексия

Ход мастер-класса

-Добрый день,  уважаемые  коллеги!

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. В условиях реализации ФГОС  каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям  образования.

- Уважаемые коллеги, какой же, согласно требованиям ФГОС, должна быть   образовательная деятельность?      

 (Ответы:  познавательной, практико-ориентированной, разнообразной, развивающей….)

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что  интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

      Педагоги находятся в постоянном поиске  новых средств и методов обучения. Я  предлагаю вам такое пособие: (демонстрирую выставку)

- Подумайте,  как можно    использовать   данное  пособие в образовательном процессе?

 Одним из способов достижения цели образования  я нахожу в использовании на уроках метода  «интеллект-карт»

-  Скажите, пожалуйста, какими способами и методами вы пользуетесь, чтобы лучше запомнить какую-либо информацию?    

(Предполагаемые ответы: конспекты, таблицы, схемы, рисунки и т. п.)

-Правильно, ведь это удобно, быстро и наглядно.

-Часто мы и не задумываемся, что  происходит в мозге, когда человек ест сладкое яблоко, слушает музыку, наблюдает за течением воды, вспоминает о прошлом. Там происходят сложные процессы, но любая информация, поступающая в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлена в виде объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «веточек».

-Сегодня существует множество современных технологий для обучения как одарённых детей, так и детей, испытывающих затруднения в обучении. Я   предлагаю познакомиться с универсальным методом составления интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт – Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

Интеллект – карта (или карта ума)  – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.  

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию. Левое полушарие отвечает за слова, идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.

Таким образом, при создании обычных заметок мы используем только левое полушарие, а при создании интеллект-карт задействованы оба полушария.            

          Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительное свойство методики -  привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, а информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. Человек быстрее воспринимает цветовую  или световую информацию. Цветовой и световой сигнал дает толчок для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной.

Интеллект – карта, карта мышления, ментальная карта – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект – карта – это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.

Для того, чтобы создать собственную интеллект – карту, необходимо знать основные принципы построения.

         Правила создания интеллект-карт следующие:
1.При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д. 
2.Основная идея, проблема или ключевое слово располагается в центре листа. 
3.Для изображения центральной идеи желательно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь  должна иметь свой цвет. 
4.Главные ветки  соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями. 
5. Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 
6. Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово. 
7.Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 
8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 
          Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно: сначала на уроке  анализ уже готового образца, затем совместное составление карт с помощью учителя, затем работа в паре, группе, а уж затем индивидуальная работа дома.

Метод  интеллект-карты имеет  отличительные свойства от других методов.

- Наглядность. Всю тему  с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом

 -Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее интересно и приятно рассматривать.

-Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов, ассоциаций  и цвета интеллект-карта легко запоминается.

 -Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

 -Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

 -Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через какое-то  время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, и даже увидеть новые идеи.

Ну а главное достоинство метода - его универсальность, то, что методика построения интеллект-карт  проста и может быть использована любым учителем-предметником на любом уроке.

Практическая деятельность по составлению интеллект-карт участниками

мастер-класса

 - Предлагаю вам поработать в творческой мастерской и составить    интеллект-карту.

              - Отгадайте загадку

Я танцую на носу,

Разный цвет собой несу.

Меня любят все детишки:

И девчонки, и мальчишки!

- Какой  карандаш по цвету бывает?

 - А по форме?

- Как его можно использовать в своей деятельности?  

- Из чего состоит карандаш?

- Какие действия можно с ним произвести?

- Каким по своим свойствам может быть карандаш?

- И по размеру карандаш может быть …

-   Далее необходимо записать все ассоциации.

 В целях экономии времени я заранее записала предположительные ответы. Теперь данные слова необходимо разбить на группы по смыслу и дать каждой группе названия. В итоге получилось 7 групп слов.

  А теперь на основе наших ассоциаций составим интеллект-карту.

          В центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем образ предмета и его название. Рисуем  карандаш, так чтобы вокруг рисунка на листе бумаги оставалось место.

         В стороны от центрального объекта  рисуем ветви, разным цветом – это могут быть стрелки, изогнутые или прямые линии, количество которых равно количеству групп слов, подписываем их.

         Помещаем на каждую ветку те слова, которые она объединяет по смыслу.  Для этого к каждой ветке добавляем необходимое количество ответвлений Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами,

       Отделяем  ветви друг от друга цветными блоками

       Существующие связи показываем стрелочкой.

Карта читается по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Если задуман другой способ прочтения, то необходимо указать порядок цифрами.

В начальной школе этот метод  можно использовать на этапе  объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов (интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной  деятельности. Даже для реализации проекта можно использовать ту же интеллект-карту: разбить проект на простые составляющие, если это коллективный проект –  определить, кто будет участвовать и какие функции выполнять, если индивидуальный – какие задачи нужно решить, какие результаты получить на выходе.

Рефлексия

- А сейчас, уважаемые коллеги, выскажите свое мнение о целесообразности использования данного приема в нашей педагогической  работе. Перед вами лежат карточки, на которых записаны начала фраз, продолжите их.

1. Работа по составлению интеллект-карт показалась мне…..

2. Я сделала вывод, что в своей работе…

(Заслушиваются мнения участников)

 - Спасибо за внимание и продуктивную работу.

Используемая литература:

Гатовская Д. А. Интеллект-карта как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Источники информации:

https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников

Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....

Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"

Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй  практической части рабо...