Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"
методическая разработка
Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй практической части работа скейсами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационное сообщение
«Кейс-технология как один из инновационных
методов образовательной среды»
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2
-Хочу начать словами Андрея Дмитриевича Сахарова «Окружающий нас мир - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы смогли сберечь».
-Все вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой и неживой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии с природой.
Слайд 3
-Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть системным и регулярным. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от формирования нового экологического мышления. Одной из задач обновленного ФГОС НОО является «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».
Формированию экологического мышления в нашей школе уделяется большое внимание.
Одной из задач воспитательной работы в нашей школе является: беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы).
Слайд 4
Экологическое мышление формируется и развивается на уроках окружающего мира,
Слайд 5 технологии,
Слайд 6 литературного чтения,
Слайд 7 классных часах
Слайд 8
и внеурочной деятельности, реализуя программы «Экологическая тропа», «Растительный и животный мир нашего края».
Слайд 9
Ученики активно учувствуют в различных мероприятиях экологической направленности:
-в областных конкурсах и акциях «Птицеград»,
Слайд 10 «Помогите птице зимой»,
Слайд 11 «Кормушка для птиц»;
Слайд 12
- в Муниципальном и Областном этапах Всероссийского конкурса экологических рисунков;
Слайд 13
-В Муниципальном этапе областного конкурса «Семья. Экология. Культура».
Слайд 14
Составление творческого отчета по экологии, посвященного дню птиц, который размещен на странице ВК Кузбасского естественного научного центра «Юннат».
Слайд 15
- Мы участвуем в научно-исследовательских конференциях: городской «Шаг в будущее»,
Слайд 16 областной «Научный Дебют».
Слайд 17
На данных конференциях представлена работа экологической направленности по теме: «От мусора до полезных вещей».
Слайд 18
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс- это описание реальной ситуации.
Кейс – это «кусочек» реальной жизни.
Слайд 19
Кейс-технология в обучении школьников - это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных событий, направленная на освоение знаний, новых качеств и умений.
Слайд 20
Рассмотрим этапы создания кейса.
Этапы создания кейса
№ п/п | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ ЭТАПА |
1. | Знакомство с конкретным случаем | Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной |
2. | Понимание проблемной ситуации принятия решения | Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
3. | Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений | Развитие альтернативного решения |
4. | Резолюция: нахождение решения в группах | Сопоставление и оценка вариантов решения |
5. | Диспут: отдельные группы защищают свое решение | Аргументированная защита решений |
6. | Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Слайд 21 - Выделяют следующие виды кейсов.
Кейс- диспут «Хорошо-плохо».
Он направлен на формирование у учащихся умения аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с предложенными другими группами.
Слайд 22
Кейсы-инциденты – это целая группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в рамках нашей темы- формирования экологической грамотности, ситуации в которых существует опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений и др. живых организмов).
Слайд 23
Кейсы-варианты развития событий.
Кейс «ситуация и догадки» – этот тип кейса применяется для того, чтобы ребенок научился видеть начало возникающей проблемы и продумать возможные варианты её решения.
Итак, уникальность данной технологии состоит в том, что вместе с учителем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, обсуждают различные способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у школьников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственность, инициативность, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык обобщения.
Слайд 23
Спасибо за внимание.
Мастер-класс «Кейс-технология как способ развития
экологического мышления младших школьников»
З
Слайд 25
- Добрый день. Надеюсь, что наш мастер–класс «Кейс-технология как способ развития экологического мышления младших школьников» пройдет для всех плодотворно.
- Коллеги, возьмите из волшебной коробочки любое изображение. Пройдите в свою группу в соответствии с изображением.
- Присаживайтесь на свои места.
Слайд 26
- Для успешного проведения мастер-класса, хочу предложить вам небольшой «Квик-настрой». Квик-настройка – быстрая психологическая индивидуальная настройка педагога на успешную работу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Предлагаю Вам сейчас побывать в роли обвинителя и адвоката. Задача педагогов 1 группы взять на себя роль обвинителя, 2 группа - Вам предстоит играть роль адвоката.
Цель – привести как можно больше аргументов в защиту или против. Текст по представленной экологической проблеме и инструкции находятся у Вас на столах. Коллеги, это карточка №1.
Приступаем к работе.
(Коллеги обсуждают, записывают ответы на листах).
- Молодцы. Прошу 1 группа выйдите к доске озвучьте проблему, которая вам была предложена и приведите свои аргументы. Спасибо за работу.
- Теперь слово предоставляем 2 группе. Какие Вы приведете доводы по нашему вопросу? Спасибо, присаживайтесь, на свое место.
- Над каким видом кейсов мы сейчас работали? (кейс-диспут)
- Сейчас мы с вами поработали в группах, соблюдая этапы создания кейса.
- Коллеги, возьмите на столе карточку №2. Пользуясь инструкцией, изучите проблемную ситуацию.
- Озвучьте вашу ситуацию коллегам и ваше решение по ней.
- Как называется рассмотренный кейс? (кейс-инцидент)
- Коллеги, возьмите карточку №3. Прочитайте, обсудите проблемную ситуацию и предложите Ваш вариант развития событий. Как, по-Вашему мнению, может закончится эта история? На обсуждение Вам 2 минуты.
(Коллеги читают, обсуждают, придумывают решение по вопросу)
- Коллеги 1 группы прочитайте нам ситуацию и ваш вариант развития события. Спасибо.
- Коллеги, 2 группа вам слово. Спасибо за ваше выступление.
- Как вы считаете, как называется этот кейс? (кейс варианты развития событий)
Слайд 27
- Сейчас я предлагаю вам оценить нашу работу. Перед вами «цветы». Возьмите бабочку и посадите на цветок, по которому определяется значение мастер-класса конкретно для каждого из Вас. Ответьте на вопрос: «Будете ли Вы применять кейс технологию в своей работе по развитию экологического мышления?»:
На голубой цветок - технология понравилась, буду применять;
На желтый цветок - хочу изучить данную технологию более подробно;
На красный цветок - технология не понравилась, применять в работе не буду.
- Коллеги, я увидела Ваш выбор.
Слайд 28
- Всем спасибо за внимание и участие.
Карточка № 1
Инструкция №1 для работы в группе №1:
- Познакомитесь с экологической проблемой;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите аргументы по вашему вопросу (в качестве обвинителя);
- Запишите свои аргументы на листах бумаги;
- Договоритесь, кто будет представлять Ваше решение экологической проблемы (в качестве обвинителя).
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу то, образовалась бы гора высотой с Эльбрус, это высочайшая горная вершина Европы. В последнее время все больше люди загрязняют землю, что губительно сказывается на экологии в целом, меняется климат земли, появляются новые болезни. Мусор мусору рознь, и важно это понимать. Поэтому в последние годы люди стали сортировать его.
Ответьте на вопрос:
Можно ли, сортируя мусор, сберечь ресурсы планеты?
Карточка № 1
Инструкция №1 для работы в группе №2:
- Познакомитесь с экологической проблемой;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите аргументы по вашему вопросу (в качестве адвоката);
- Запишите свои аргументы на листах бумаги;
- Договоритесь, кто будет представлять Ваше решение экологической проблемы (в качестве адвоката).
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу то, образовалась бы гора высотой с Эльбрус, это высочайшая горная вершина Европы. В последнее время все больше люди загрязняют землю, что губительно сказывается на экологии в целом, меняется климат земли, появляются новые болезни. Мусор мусору рознь, и важно это понимать. Поэтому в последние годы люди стали сортировать его.
Ответьте на вопрос:
Можно ли, сортируя мусор, сберечь ресурсы планеты?
Карточка №2
Инструкция для работы в группах:
- Познакомитесь с проблемной ситуацией;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите решение по вашему вопросу;
- Договоритесь, кто будет защищать Ваше решение экологической проблеме;
- Представьте свое решение.
Проблемная ситуация №1
Ранней весной на лесной опушке распустились подснежники. Нина очень восхищалась их нежностью и красотой. Ее сестра предложила нарвать большой букет и подарить бабушке. Ребята собрали букеты и положили в шкаф. Вечером, когда пришла бабушка, Нина достала цветы из шкафа, а они завяли.
Вопрос: Правильно ли поступили дети? Почему?
Карточка №2
Инструкция №2 для работы в группах:
- Познакомитесь с проблемной ситуацией;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите решение по вашему вопросу;
- Договоритесь, кто будет защищать Ваше решение экологической проблеме;
- Представьте свое решение.
Проблемная ситуация №2
Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод в лесу было очень много. Девочки собрали целую корзину. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Маши, и она не увидит, какое хорошее место мы нашли. Лена предложила: Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем». Лена с подругами нарвали кустики земляники с ягодами и принесли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки? Почему?
Карточка №3
Инструкция для работы в группах:
- Познакомитесь с проблемной ситуацией;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите решение по вашему вопросу;
- Договоритесь, кто будет озвучивать ваше окончание истории;
- Представьте свой вариант развития события.
Проблемная ситуация
Гуляя с родителями по лесу, Маша и Вася увидели большой муравейник.
- Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Вася.
- Давайте, - с интересом ответила Маша.
Вопрос: Что произошло дальше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики
Обобщение педагогического опыта...
Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
«Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...
презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"
Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....
Технология "Развитие критического мышления младших школьников"
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:- стадии вызова;- смысловой стадии;- стадии рефлексии.В работе описаны приёмы технологии "Развитие крит...
«Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».
Описание опыта педагогической деятельности. «Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников»....
Развитие экологического мышления младших школьников в играх и игровых упражнениях.
Дети младшего школьного возраста – это маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, учителей), экологическая культура которых может р...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....