Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"
методическая разработка
Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй практической части работа скейсами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационное сообщение
«Кейс-технология как один из инновационных
методов образовательной среды»
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 2
-Хочу начать словами Андрея Дмитриевича Сахарова «Окружающий нас мир - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы смогли сберечь».
-Все вы знаете, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой и неживой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии с природой.
Слайд 3
-Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть системным и регулярным. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от формирования нового экологического мышления. Одной из задач обновленного ФГОС НОО является «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».
Формированию экологического мышления в нашей школе уделяется большое внимание.
Одной из задач воспитательной работы в нашей школе является: беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы).
Слайд 4
Экологическое мышление формируется и развивается на уроках окружающего мира,
Слайд 5 технологии,
Слайд 6 литературного чтения,
Слайд 7 классных часах
Слайд 8
и внеурочной деятельности, реализуя программы «Экологическая тропа», «Растительный и животный мир нашего края».
Слайд 9
Ученики активно учувствуют в различных мероприятиях экологической направленности:
-в областных конкурсах и акциях «Птицеград»,
Слайд 10 «Помогите птице зимой»,
Слайд 11 «Кормушка для птиц»;
Слайд 12
- в Муниципальном и Областном этапах Всероссийского конкурса экологических рисунков;
Слайд 13
-В Муниципальном этапе областного конкурса «Семья. Экология. Культура».
Слайд 14
Составление творческого отчета по экологии, посвященного дню птиц, который размещен на странице ВК Кузбасского естественного научного центра «Юннат».
Слайд 15
- Мы участвуем в научно-исследовательских конференциях: городской «Шаг в будущее»,
Слайд 16 областной «Научный Дебют».
Слайд 17
На данных конференциях представлена работа экологической направленности по теме: «От мусора до полезных вещей».
Слайд 18
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс- это описание реальной ситуации.
Кейс – это «кусочек» реальной жизни.
Слайд 19
Кейс-технология в обучении школьников - это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных событий, направленная на освоение знаний, новых качеств и умений.
Слайд 20
Рассмотрим этапы создания кейса.
Этапы создания кейса
№ п/п | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ ЭТАПА |
1. | Знакомство с конкретным случаем | Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной |
2. | Понимание проблемной ситуации принятия решения | Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
3. | Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений | Развитие альтернативного решения |
4. | Резолюция: нахождение решения в группах | Сопоставление и оценка вариантов решения |
5. | Диспут: отдельные группы защищают свое решение | Аргументированная защита решений |
6. | Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Слайд 21 - Выделяют следующие виды кейсов.
Кейс- диспут «Хорошо-плохо».
Он направлен на формирование у учащихся умения аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с предложенными другими группами.
Слайд 22
Кейсы-инциденты – это целая группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в рамках нашей темы- формирования экологической грамотности, ситуации в которых существует опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений и др. живых организмов).
Слайд 23
Кейсы-варианты развития событий.
Кейс «ситуация и догадки» – этот тип кейса применяется для того, чтобы ребенок научился видеть начало возникающей проблемы и продумать возможные варианты её решения.
Итак, уникальность данной технологии состоит в том, что вместе с учителем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, обсуждают различные способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у школьников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственность, инициативность, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык обобщения.
Слайд 23
Спасибо за внимание.
Мастер-класс «Кейс-технология как способ развития
экологического мышления младших школьников»
З
Слайд 25
- Добрый день. Надеюсь, что наш мастер–класс «Кейс-технология как способ развития экологического мышления младших школьников» пройдет для всех плодотворно.
- Коллеги, возьмите из волшебной коробочки любое изображение. Пройдите в свою группу в соответствии с изображением.
- Присаживайтесь на свои места.
Слайд 26
- Для успешного проведения мастер-класса, хочу предложить вам небольшой «Квик-настрой». Квик-настройка – быстрая психологическая индивидуальная настройка педагога на успешную работу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Предлагаю Вам сейчас побывать в роли обвинителя и адвоката. Задача педагогов 1 группы взять на себя роль обвинителя, 2 группа - Вам предстоит играть роль адвоката.
Цель – привести как можно больше аргументов в защиту или против. Текст по представленной экологической проблеме и инструкции находятся у Вас на столах. Коллеги, это карточка №1.
Приступаем к работе.
(Коллеги обсуждают, записывают ответы на листах).
- Молодцы. Прошу 1 группа выйдите к доске озвучьте проблему, которая вам была предложена и приведите свои аргументы. Спасибо за работу.
- Теперь слово предоставляем 2 группе. Какие Вы приведете доводы по нашему вопросу? Спасибо, присаживайтесь, на свое место.
- Над каким видом кейсов мы сейчас работали? (кейс-диспут)
- Сейчас мы с вами поработали в группах, соблюдая этапы создания кейса.
- Коллеги, возьмите на столе карточку №2. Пользуясь инструкцией, изучите проблемную ситуацию.
- Озвучьте вашу ситуацию коллегам и ваше решение по ней.
- Как называется рассмотренный кейс? (кейс-инцидент)
- Коллеги, возьмите карточку №3. Прочитайте, обсудите проблемную ситуацию и предложите Ваш вариант развития событий. Как, по-Вашему мнению, может закончится эта история? На обсуждение Вам 2 минуты.
(Коллеги читают, обсуждают, придумывают решение по вопросу)
- Коллеги 1 группы прочитайте нам ситуацию и ваш вариант развития события. Спасибо.
- Коллеги, 2 группа вам слово. Спасибо за ваше выступление.
- Как вы считаете, как называется этот кейс? (кейс варианты развития событий)
Слайд 27
- Сейчас я предлагаю вам оценить нашу работу. Перед вами «цветы». Возьмите бабочку и посадите на цветок, по которому определяется значение мастер-класса конкретно для каждого из Вас. Ответьте на вопрос: «Будете ли Вы применять кейс технологию в своей работе по развитию экологического мышления?»:
На голубой цветок - технология понравилась, буду применять;
На желтый цветок - хочу изучить данную технологию более подробно;
На красный цветок - технология не понравилась, применять в работе не буду.
- Коллеги, я увидела Ваш выбор.
Слайд 28
- Всем спасибо за внимание и участие.
Карточка № 1
Инструкция №1 для работы в группе №1:
- Познакомитесь с экологической проблемой;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите аргументы по вашему вопросу (в качестве обвинителя);
- Запишите свои аргументы на листах бумаги;
- Договоритесь, кто будет представлять Ваше решение экологической проблемы (в качестве обвинителя).
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу то, образовалась бы гора высотой с Эльбрус, это высочайшая горная вершина Европы. В последнее время все больше люди загрязняют землю, что губительно сказывается на экологии в целом, меняется климат земли, появляются новые болезни. Мусор мусору рознь, и важно это понимать. Поэтому в последние годы люди стали сортировать его.
Ответьте на вопрос:
Можно ли, сортируя мусор, сберечь ресурсы планеты?
Карточка № 1
Инструкция №1 для работы в группе №2:
- Познакомитесь с экологической проблемой;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите аргументы по вашему вопросу (в качестве адвоката);
- Запишите свои аргументы на листах бумаги;
- Договоритесь, кто будет представлять Ваше решение экологической проблемы (в качестве адвоката).
Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу то, образовалась бы гора высотой с Эльбрус, это высочайшая горная вершина Европы. В последнее время все больше люди загрязняют землю, что губительно сказывается на экологии в целом, меняется климат земли, появляются новые болезни. Мусор мусору рознь, и важно это понимать. Поэтому в последние годы люди стали сортировать его.
Ответьте на вопрос:
Можно ли, сортируя мусор, сберечь ресурсы планеты?
Карточка №2
Инструкция для работы в группах:
- Познакомитесь с проблемной ситуацией;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите решение по вашему вопросу;
- Договоритесь, кто будет защищать Ваше решение экологической проблеме;
- Представьте свое решение.
Проблемная ситуация №1
Ранней весной на лесной опушке распустились подснежники. Нина очень восхищалась их нежностью и красотой. Ее сестра предложила нарвать большой букет и подарить бабушке. Ребята собрали букеты и положили в шкаф. Вечером, когда пришла бабушка, Нина достала цветы из шкафа, а они завяли.
Вопрос: Правильно ли поступили дети? Почему?
Карточка №2
Инструкция №2 для работы в группах:
- Познакомитесь с проблемной ситуацией;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите решение по вашему вопросу;
- Договоритесь, кто будет защищать Ваше решение экологической проблеме;
- Представьте свое решение.
Проблемная ситуация №2
Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод в лесу было очень много. Девочки собрали целую корзину. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Маши, и она не увидит, какое хорошее место мы нашли. Лена предложила: Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем». Лена с подругами нарвали кустики земляники с ягодами и принесли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки? Почему?
Карточка №3
Инструкция для работы в группах:
- Познакомитесь с проблемной ситуацией;
- Подумайте над проблемой;
- Обсудите в группе и приведите решение по вашему вопросу;
- Договоритесь, кто будет озвучивать ваше окончание истории;
- Представьте свой вариант развития события.
Проблемная ситуация
Гуляя с родителями по лесу, Маша и Вася увидели большой муравейник.
- Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Вася.
- Давайте, - с интересом ответила Маша.
Вопрос: Что произошло дальше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125384-1350323493.jpg)
Технология проблемного обучения как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики
Обобщение педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-170313-1357480686.jpg)
Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
«Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/09/picture-273086-1373355449.jpg)
презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"
Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/11/picture-18438.jpg)
Технология "Развитие критического мышления младших школьников"
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:- стадии вызова;- смысловой стадии;- стадии рефлексии.В работе описаны приёмы технологии "Развитие крит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/10/picture-1009461-1520666625.png)
«Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников».
Описание опыта педагогической деятельности. «Экологическое воспитание как способ развития познавательной активности младших школьников»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/26/picture-715923-1448513853.jpg)
Развитие экологического мышления младших школьников в играх и игровых упражнениях.
Дети младшего школьного возраста – это маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, учителей), экологическая культура которых может р...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....