Мастер- класс по проектно- исследовательской деятельности
учебно-методический материал (4 класс)
Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные,
информационные.
Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
1.Выбор темы.
2.Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
3.Подбор и изучение материалов по теме.
4.Составление библиографии.
5.Выбор методов исследования.
6.Разработка плана проекта.
7.Написание исследовательского проекта.
8.Оформление исследовательского проекта.
Исследовательские технологии - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Формы вы видите на экране.
Целью организации исследовательского метода является формирование у детей познавательной активности. Потребность в исследовательском поведении является пружиной, движущей силой развития и саморазвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_po_proektno-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
с. Объячево
Обобщение опыта по теме: Формирование УУД в проектно-исследовательской деятельности
Автор: учитель начальных классов, руководитель кружка « Я - исследователь» МЦДО
Сердитова Людмила Васильевна
|
с. Объячево
Прилузский район
Республика Коми
2021
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания.
В.П.Вахтеров
Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у учащихся универсальных умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.
Исследовательский метод - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Этот метод востребован в обучении. Он способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование – это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа усвоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми.
Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные,
информационные.
Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
1.Выбор темы.
2.Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
3.Подбор и изучение материалов по теме.
4.Составление библиографии.
5.Выбор методов исследования.
6.Разработка плана проекта.
7.Написание исследовательского проекта.
8.Оформление исследовательского проекта.
Исследовательские технологии - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Формы вы видите на экране.
Целью организации исследовательского метода является формирование у детей познавательной активности. Потребность в исследовательском поведении является пружиной, движущей силой развития и саморазвития.
Что же характерно для исследовательской деятельности?
1.Она личностно-ориентирована.
2.Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.
3.Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
4.Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
5.Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.
Условия успешности исследовательской деятельности:
1.Личный интерес учащихся.
2.Чёткость и конкретность постановки цели.
3.Определение планируемых результатов.
4.Констатация исходных данных.
Исследуя, учащийся задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на них ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, и делает вывод, фиксирует результат.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Ребенок – личность сама по себе деятельная. Ему нужно все потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Приведу примеры исследовательских работ по группам, сделанных моими учащимися.
Исследовательские проекты (предполагают проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике): Это такие проекты как: «Листая старый альбом» об истории старинных фотографий, «Почему монета - свидетель истории?» о семейной реликвии серебряной монете эпохи Николая II, «Бабушкина аптека», «История возникновения и развития села Объячево на основе воспоминаний из рукописной книги И.А.Яборова», «Новые арт-объекты села Объячево» и другие.
Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью исследования): Совместно с детской районной библиотекой был реализован долгосрочный проект «Литературная гостиная: Время открытий», это и встречи с детскими писателями, посещение спектаклей и др., традиционно участвуем конкурсах проектов: Проект «Бесценный дар - книги Г.Х.Андерсена» - дипломант 2 степени районного литературно-творческого конкурса, отзыв на прочтение книги о войне районный литературный конкурс «Журавли», по итогам выпущен сборник. В нем напечатаны лучшие работы, а участвовал весь класс.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории. Ребята с удовольствием выполняли исследовательские работы по теме «Они защищали Родину», в процессе деятельности происходило формирование представлений об историческом прошлом Родины, о героях-земляках, защищавших нашу страну. Жуйкова Анастасия выполнила проект «Мой прадед Шаманов Сергей Дмитриевич – участник Великой Отечественной войны», стала победителем районной конференции «Я - исследователь», очно участвовала в республиканской конференции «Отечество - земля Коми», межрегиональных Краеведческих чтениях при СГУ, II Районных краеведческих чтениях «Наши земляки - наша гордость». Багина Юлия с проектом «О героях былых времен» и Лобанова Дарья с проектом «Нет в России семьи такой,
Где б, не памятен был свой герой…» приняли участие в школьной конференции «Первые шаги в науку» научного общества «Эврика», стали победителями в своих номинациях. Проект и презентация Шубиной Леры на тему: «Они защищали Родину» отмечены сертификатом Республиканского конкурса презентаций школьников к 75-летию Победы. Все эти работы приняли участие в четвертых Родословных чтениях в Прилузье «Имена и судьбы Республики Коми в родовой памяти и генеологии» в октябре этого года.
Учащиеся убедились, что каждый человек, совершая свой подвиг, делал это не для награды, а для того, чтобы быстрее закончилась война, или чтобы не погибли товарищи, для того чтобы лучше жилось и трудилось людям.
Творческий проект (проект выходит за рамки школьных предметов, как дополнение к урочной деятельности, развивает у проектанта умения решать творческие задачи): инновационный образовательный проект «Письмо моей семье» отмечен дипломом 3 степени регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма».
На уроке-проекте дети узнают об особенностях эпистолярного жанра и пишут письмо своей семье.
В течение года учащиеся принимали участие в творческих конкурсах поделок: Попач Даниил стал Победителем районной выставки «Этот День Победы» в ЦИИПТ, в Конкурсе-онлайн Военная техника РДШ, это конкурс поделок к 23 февраля - Победителем стал Семушин Степан. В школьном онлайн-конкурсе «Была война, была Победа» декламировали стихотворения о войне, о ветеранах, о Победе- Иевлев Артем, Жуйкова Настя, Овчинникова Лиза, Степанян Эрик, отмечены дипломами, а Багина Юлия заняла 2 место. Чтобы проверить свои знания, Жуйкова Настя, Косолапова Милена приняли участие в заочной Республиканской викторине среди 3-4 классов, посвященной 75-летию Победы в ВОВ, а Попач Даниил стал призером 2 степени. Детской библиотекой была организована Игра к 9 мая «Зарничка» - Победителем стала Косолапова Милена.
В год Памяти и Славы работа была проведена целенаправленно и систематично. Огромную помощь в подготовке оказали родители учащихся, они сами также активно принимали участие в акциях и конкурсах.
6 мая проведена XI Международная акция «Читаем детям о войне», инициированная Самарской областной детской библиотекой. Акция приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Акция — крупномасштабное мероприятие по поддержке чтения, цель которого – воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Акция проходила в online режиме. Наши родители активно включились в работу, показывая пример нашим детям: Жуйков Станислав Вячеславович поддержал акцию первым, Анастасия Анатольевна Овчинникова замечательно прочла произведение.
Монопредметный проект (небольшой проект в рамках одного учебного предмета): Ученица Елина Олеся подготовила проект «Мой дедушка - моя гордость» о дедушке-воине – интернационалисте. Расспросила о том, как служил он в Афганистане и рассказала ребятам 4-х классов о своем проекте. Ребята заинтересованно слушали и задавали вопросы.
Межпредметный проект (в проекте предполагается использовать знания по двум и более учебным предметам): Это проект «Почему красная строка, не красная на самом деле?», Данный проект представлен учащимся Степаняном Эриком для участия в Республиканской учебно-исследовательской конференции «Я - исследователь, я открываю мир!», занял 3 место Проект Сердитова Григория на тему: «Мой дедушка-рационализатор» также удостоен 2 места в этой конференции.
Темами итоговых научно-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, реликвии и семейные хроники. В этом году Капустина Софья представила проект «История одной иконы».
По окончании работы над исследованием ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
Применение научно-исследовательской деятельности позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других. Стараемся ежегодно представлять проекты на республиканских конференциях: «Я – исследователь, я открываю мир!», «Отечество-Земля Коми», межрегиональных: Краеведческие чтения, Ломоносовский тур, где они занимают призовые места.
Таким образом, исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Большое внимание мной уделяется целенаправленной и систематической работе по подготовке публичного выступления, презентации проекта обучающимися. И в заключение, … Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Как вы думаете? Наполеон не замедлил с ответом: «Практика, практика, практика!». Не существует быстрого и легкого пути. Нужна кропотливая и каждодневная работа, а результат будет.
Литература.
- Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
- Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока отчёта в 1 классе по проектно-исследовательской деятельности.
Урок -отчёт в 1 "в" классе по проектно-исследовательской деятельности. Пояснительная записка. Тема урокаУрок –отчёт по проектно исследовательской деятельности. Проращивание семя...
Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проектов.
Выступление на педсовете, проведение мастер-класса с использованием исследовательской деятельности и метода проектов....
Благодарность БРИОП за мастер-класс по организации исследовательской деятельности
Благодарность БРИОП (скан-копия)...
Выступление в Школе педагогического мастерства. Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).
Выступлениев Школе педагогического мастерства.Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).Цел...
Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе....
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся"
Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся...
Мастер-класс "Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся начальных классов" Точка роста
Исследовательская деятельность- это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированност...