Доклад на МО начальных классов "Преемственность между начальным и средним звеном "
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Об успешной адаптации ребёнка при переходе
со ступени начального общего образования – на основную
Проблема «стыковки» начальной и средней школы носит сейчас поистине космический характер. От её решения во многом зависят наши успехи в освоении современного образовательного пространства. Обострившаяся в последнее десятилетие проблема преемственности давно уже требует принципиального решения. Проблема даже не в том, что многие учителя начальных классов в каждой конкретной школе, желая лучше подготовить детей, просто выполняют заказ учителей-предметников, изменяя или расширяя программу (требования каждого конкретного учителя-предметника). Проблема гораздо масштабнее, она охватывает не отдельных учителей начального звена в отдельной школе - всю школу: и начальную, и среднюю. В настоящее время проблема преемственности и перспективности в обучении решается зачастую практически индивидуально: каждым учителем по-своему.
Посмотрим на проблему, «снизу вверх»: к каким перспективам должна стремиться начальная школа, подготавливая детей к обучению в среднем звене. Для решения вопросов перспективности особенно важны фундаментальные умения и навыки, недостатки которых трудно будет восполнить впоследствии». Действительно, абсолютно обязательно, чтобы каждый выпускник начальных классов обладал фундаментальными умениями и навыками по преподаваемым дисциплинам. Для этого обязательную программу для начальных классов следует не перегружать сверхпрограммным материалом. Важно другое - дать максимально разнообразный материал в рамках именно обязательной программы, причем таким образом, чтобы все четыре года отрабатывались именно фундаментальные умения и навыки.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. (С данным направлением по преемственности выступит учитель начальных классов и заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №4» из опыта работы по вопросу совместной деятельности учителей начального и среднего звена). При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок перешел в 5-й класс;(Выступление Щербаковой по данному вопросу об особенностях переходного возраста).
анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6-х классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
Необходимо:
иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной ступенях;
наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-й класс);
знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5-6-х классах следующие
Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесбеоегающего. Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции. В работе с учениками 5-6-х классов необходимо сохранить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; вести поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап (10-12 лет).
Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, откровенно поговорить).
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с 2-х сторон: из прошлого и из будущего.
Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную
При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:
1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5-6-х классах. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Возможно, использовать разнообразные формы организации обучения (дидактические игры, диспуты, экскурсии, практические работы, мини-лекции и т.д.).
2. Понятия должны осваиваться классом не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи). Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и уметь доказывать выдвинутые предположения. Вместе с тем, способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметная.
3. Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно. (Например, снижается отметка за небрежность, описки, исправления и т.п.).
Формы взаимодействия учителей начального звена и основного образования
в адаптационный период (5-6-е классы)
Трудности адаптационного периода возникают в результате педагогических упущений и ошибок. Чтобы не допустить их, учителя основной школы должны провести определенную предварительную работу.
Прежде всего коллектив учителей, который будет работать в 5-м классе, должен ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Попытки решить возникающие проблемы, как правило, сводятся к корректировке учебных программ и учебных планов, к взаимному посещению уроков ит.п. Помочь младшему подростку (10-12 лет) прожить критический период своей жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личности в это переходный период – задача всего педагогического коллектива школы, т.е. администрации, методических объединений учителей и родителей. Каждый педагогический коллектив решает эту проблему исходя из своих конкретных условий и возможностей.
Организационные аспекты проблемы, касающиеся изменения структуры внутришкольного контрольного управления образовательным процессом, могут решаться в одном из двух вариантов:
Вариант1. Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляет заместитель директора школы по начальным классам. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя начальной школы. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты.
Вариант 2.Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начального звена. Весь внутришкольный контроль (система контроля и оценки, ведение документации, аттестация школьников на коней года, система работы с учителями и родителями и т. п.) строится в рамках, принятых в начальной школе. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно.
При этом варианте осуществляется совместное оперативное руководство классами переходного этапа зам. директоров начальной и основной школы со следующим распределением функций: зам.директора по УВР начальной школы отвечает за создание оптимальной образовательной среды для пятиклассников; классный руководитель (УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) обеспечивает вместе с завучем по начальной школе совместную работу учителей основной школы, работающих в 5-х классах; заместитель директора по основной школе обеспечивает преемственность в содержании образовательного процесса.
Совместными усилиями два заместителя директора организуют «старт» учащихся в 5-м классе (проводятся «входящие» проверочные работы в целях определения общей подготовки пятиклассников к обучению в основной школе; вместе составляются и обсуждаются результаты на «выходе» из 5-ого класса и анализируются полученные результаты).
Успешно реализовать поставленные задачи в рамках адаптационного периода в 5-6-х классах можно лишь создав единую команду педагогов начальной и основной школы. Под командой педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и поставленных задач, способность к согласованию своих позиций.
Если в школе нет подобной команды педагогов, то необходима специальная работа по созданию в школе педагогической «команды», деятельность которой разворачивается в соответствии со следующими принципами:
1. Осуществление более глубокой координации действий учителей, работающих с 5-ми классами (или группой классов, или с целой параллелью). Учителя, работающие в параллели 5-х классов, должны составлять единую группу, в которой необходимо согласовывать работу предметников, вести поиск точек соприкосновения, выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы каждого класса.
2. Учителя 5-6-х классов должны быть наиболее опытными, квалифицированными педагогами по своим психологическим и личностным характеристикам (демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение организовывать коллективные формы обучения и учения, умение раскрывать сложные научные истины доступно, ярко и глубоко) обеспечивать возможность младшему подростку безболезненно «прожить» переходный этап в своём развитии.
3. На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".
"Преемственность между начальным и средним звеном"....
Мастер-класс Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном
В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со с...
Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...
Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...
Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....
Преемственность между начальным и средним звеном
Преодоление психологического барьера при переходе на предметное обучение...
Доклад на МО "Преемственность между начальным и средним звеном при формировании БУД в свете ФГОС"
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно...