Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"
статья на тему
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.
Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на пед. совете 7 ноября 2013 года
«Мы были бы очень умными и очень счастливыми, если бы пословицы перестали быть для нас избитыми фразами» Дмит. Иванович Писарев
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.
Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:
Взаимодействие программ обучения : классы, обучающиеся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения –«Школа 2100», которые уже разработаны в соответствии с ФГОС,- переходя в среднее звено, возвращается к традиционной системе и занимается по учебникам , созданным еще до того, как дети поступили в школу ;
Мы же в работали в деятельностной технологии обучения, которая предполагает: этапы мотивации, материализованного действия, внешней речи, внутренней речи, умственного действия. Особенно сложно с организацией этапа мотивации и целеполагания.
Данная технология предполагает использование схем-опор, алгоритмов действий, а не механическое заучивание и воспроизведение текста. У каждого ребенка в нач. школе был предметный справочник (тетрадь). Хорошо продолжать его использование в 5 классе (схемы, алгоритмы).
Преемственность форм и методов обучения:
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы обучения
Формы работы: преимущественно фронтальная.
Для того, чтобы ученик на всех этапах учебы находился в единой педагогической среде и осуществлялась преемственность, было сделано и имеет свой положительный результат:
- Возобновлена практика посещения уроков четвероклассников учителями среднего звена (командировки)
- Работа с тетрадью-справочником на уроках математики,
- Особое внимание уделено вопросу объема домашних заданий, он соответствует возрасту и объему, задаваемому в 4 классе по учебному предмету в отдельности, однако с увеличением количества предметов в день (с 5 до 7) увеличивается и время пребывания в гимназии и общий объем домашнего задания
- На уроке учителя дают четкие пооперационные инструкции, определяют время на выполнение задания, используют игровые учебные задания, включают в урок элемент соревновательности, применяют компьютерные презентации.
1. Трудности возникают при работе с текстом. Самой широко распространенной формой работы с ним в 5 классе становится пересказ (тогда как в начальной школе наряду с ним использовались задания: подбор заголовка, определение главной мысли, обнаружение сопутствующей (второстепенной) информации, словесное рисование и создание рисунков по тексту). Да и пересказ возможен разных видов.
Предложение: учителям устных предметов уделить особое внимание и проводить серию занятий по работе с научным текстом: что такое параграф, продолжать учить пересказу ( указывать вид пересказа при задании домашнего задания: подробный, краткий, сжатый, выборочный, творческий), продолжать учить выделять главное, коллективно выделять опорные слова, составлять план пересказа на уроке, а не дома.
2. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Предложение: углубить работу командировок учителей 5 классов в начальную школу, не просто посещая уроки, а и проводя кратковременную стажировку в классе, где предстоит работать. Посмотреть ребятам в глаза, рассказать и спросить. Нет лучшего способа познакомиться с детьми!
3. Использовать тексты итоговых проверочных работ в 4 классе как входные в 5 класс.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника.
Предложение: Соблюдать традиции начальной школы в неформальной (внеурочной) обстановке обсуждать планы класса, трудности, радости; создавать свои классные традиции. Включить в вопросы консилиума и анкету для учителей вопрос: Какие традиции есть в классе?
4. С целью предотвращения снижения контроля родителей за учебой их ребенка, более тесно сотрудничать с родителями, привлекая их к классным чаепитиям, устраивая доверительные беседы, круглые столы на собраниях.
5. Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей.
Предложение: кроме бальной системы оценивания работ учащихся, использовать шкалу самооценивания по критерию: аккуратность, самостоятельность, уверенность…
6. Личностный контакт с учителями. Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".
"Преемственность между начальным и средним звеном"....
Мастер-класс Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном
В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со с...
Преемственность между начальным и средним звеном
Преодоление психологического барьера при переходе на предметное обучение...
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО
Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....
Реализация преемственности между начальным и средним звеном гимназии в процессе написания учебной исследовательской работы
Практические рекомендации к написанию исследовательской работы учащихся начальной школы....
Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"
Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....