Доклад на МО "Преемственность между начальным и средним звеном при формировании БУД в свете ФГОС"
статья

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления.

·         увеличением учебной нагрузки и в связи с этим;

·         изменением режима дня;

Так же одной из причин является

·         изменением стиля общения учителей с детьми.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя "беспризорником".

·         различием требований со стороны учителей-предметников;

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

 В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления: 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_preemstvennosti_na_mo_v_marte.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа интернат»

Преемственность

между начальным и средним звеном при формировании БУД в свете ФГОС

подготовила учитель

начальных классов

Вдовенко Раиса Николаевна

п. Кузедеево

2021

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д

 Мои ученики перешли  и учатся в четвертом классе и я очень обеспокоена тем, как организовать работу в выпускном классе начальной школы, чтобы учащиеся безболезненно перешли в среднее звено.

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных

Перечислю некоторые причины, возникающие при переходе из начальной школы в основную:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожностиОни чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления.

  • увеличением учебной нагрузки и в связи с этим;
  • изменением режима дня;

Так же одной из причин является

  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя "беспризорником".

  • различием требований со стороны учителей-предметников;

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

 В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления: 

1. Снижение интереса к учебе. Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки. 

2. Снижение успеваемости. Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока. 

3. Напряженные отношения между детьми., возникают конфликты, драки, ссоры. 

4. Повышенная тревожность. Психологические тесты школьной тревожности, проводимые в пятых классах, подтверждают это


5.Отстранение от взрослых. Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия.

Я согласна с коллегами, которые считают, что очень многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе "учитель –предметник" приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения. Довольно значительным является расхождение в методиках преподавания. В 5 классе резко увеличивался удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой.

Наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением.

Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе.

Это …

  • Недостаточная техника чтения и смыслового понимания прочитанного
  • Недостаточная скорость письма
  • Неустойчивость внимания
  • Не знание таблицы умножения
  • Навыков устного счета

Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д. Ведь большая часть материала, изучаемого в первом полугодии 5 класса, является обобщением и повторением того материала, с которым ученики пришли из начальной школы.

Преемственность – это двухсторонний процесс.

С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки (БУДы), которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

По  реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

  • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
  • Посещение будущим классным руководителем уроков,  внеклассных мероприятий.
  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

 

 ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя  будущих 5классов.
  • Посещение уроков в 4-ом  классе  учителями-предметниками, классным руководителем.
  • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5  класса
  •  Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему  формированию новых учебных знаний и умений.
  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
  • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

Мастер-класс Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном

В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со с...

Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....

Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....

Педагогический совет по теме "Проблемы преемственности между начальным и средним звеном в условиях ФГОС"

Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления....