Развитие проектных компетенций у младших школьников.
статья
В статье раскрывается актуальность развития проектных компетенций у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektye_kompetentsii_beryozina_i.i.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Берёзина И.И.
Учитель начальных классов МБОУ «Гтиназия №1 г. Новопавловска»
Развитие проектных компетенций у младших школьников.
Древняя мудрость гласит:
“Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому –
и я научусь”
Социальный заказ общества к системе начального образования выдвигает задачу развития личности учащихся, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала применительно индивидуальности каждого ученика. Задача, стоящая перед школой заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является метод проектов.
Проектный метод сегодня, в рамках компетентностно-ориентированного подхода в образовании, позволяет школьникам самостоятельно и результативно работать с информацией, тем самым, способствуя повышению познавательного интереса к обучению.
Проектирование является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. Проектная методика рассматривается как совокупность поисковых, проблемных методов, представляющих собой средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта, что является актуальным для современной педагогической практики.
В связи с выходом современного общества на более высокий технологический уровень возрастает значимость информационных ресурсов, они становятся основным средством условия труда. Если ранее результатом качественного образования считался высокий уровень теоретических знаний, то сейчас это высокий уровень способностей, готовности к их применению. Поэтому на сегодняшний день задачей педагога является создание ситуаций через проектирование, в которых формируются ключевые компетенции. Однако существует проблема формирования проектных компетенций в процессе работы над проектом связанная с теоретизацией метода и недостаточным методологическим аппаратом внедрения в практику в школе, обоснования алгоритма действий школьников, не всегда ясны механизмы внедрения этого метода. Зачастую участниками становятся родители детей, а учащимся отводится роль наблюдателей, что не способствует формированию у них ключевых компетенций.
Понятие «компетенции» в педагогической литературе
В педагогической литературе часто используются термины «компетенция» и «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования.
Традиционное школьное образование определялось только набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть ученик.
На сегодняшний день этот подход не достаточен. С 2005 года остро встал вопрос о том, «насколько соответствует образование современным запросам общества». Школа и любое учебное заведение осуществляют социальный заказ, поэтому общество изменило требования к школе, к любому другому учебному заведению в связи с новой образовательной парадигмой.
Ещё в 1996 году на Европейском Совете была затронута проблема компетенции, где было сказано, что современные социально- экономические обстоятельства в мире таковы, что ни один человек не может, не обновляя своего потенциала, успешно работать. Компьютеры устаревают. Некоторые профессии вымирают. Рынок труда постоянно изменяется, обновляется. Необходимо переучиваться, поэтому лозунг: «Образование на всю жизнь» уже не работает. Жизнь выдвигает новый лозунг: «Образование через всю жизнь».
Компетенция – иностранный термин, который относительно недавно появился в педагогической литературе. Однако само понятие возникло уже давно. По мнению А.В. Хуторовского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенция - способность анализировать текущую ситуацию, подбирать необходимые знания для успешного действия в нём.
Компетентность - это обладание определённым кругом знаний и умение их активно применять.
Метод проекта как средство развития ключевых
компетенций у младших школьников
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
На протяжении последних десятилетий основные ориентиры развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне учебного заведения. Практика образования и воспитания сегодня требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию.
Метод проектов - система обучения, в котором знания и умения учащийся приобретает в процессе планирования и выполнения постепенного усложнения практических заданий - проектов.
Метод проекта возник в 1920 году в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистической направленности, и философии, и образования, разрешённая американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащихся, сообразовываясь с его личным интересом, именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
На современном этапе развития образования метод проектов детально исследуется такими крупнейшими отечественным и зарубежными педагогами как И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Т.Е Сахарова, О.М. Моисеева, Е.С. Полат, И. Чечель и др.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве развития, критического мышления.
Метод – дидактическая категория, объемлющая совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации проектного познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, ассоциативным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащийся выполняет в течение определённого отрезка времени. Метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Выработаны определенные требования к использованию метода проекта в учебной деятельности:
- наличие значимости в исследовании творческого плана проблемы;
- практическая, теоретическая значимость, а также познавательная в предпочитаемых результатах;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проектов.
Самостоятельность деятельности и возможность проследить весь процесс от замысла до реализации, как специфические особенности проектной технологии, позволяют раскрыть и развить личностные и творческие способности проектантов.
Метод или технология проектов дает прекрасную возможность научиться ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления. Проектный метод обладает рядом ключевых особенностей. Он позволяет:
- спрогнозировать результаты;
- организовать процесс работы над проектом;
- видеть ежедневные успехи;
- осуществлять текущий и итоговый контроль за выполнением работы;
- провести рефлексию и самоанализ.
Проект – это одновременно продукт и процесс, который и ведет к конечному продукту.
Всякий процесс предполагает цепочку последовательных изменений, в результате которых начальное и конечное состояние отличаются. Разница между ними и есть результат процесса, а ее прогнозирование – цель, которая достигается реализацией содержания деятельности путем применения соответствующих методов.
Проекты могут быть разнообразными по форме. Например, доклад, реферат, программа концерта или фестиваля, праздника, видеоролик или видеоклип, рок–опера, выпуск газеты или журнала, спектакль, игровой фильм и т.д.
Главное назначение проектов – вводить детей в деятельность проектирования. Эта задача трудная, поскольку она предполагает хорошее овладение деятельностным подходом. Она предполагает, что педагог знает, чем деятельность проектирования отличается от других типов деятельности, например от исследовательской.
В рамках проекта формируются ключевые компетенции. Выполнение проекта способствует созданию развивающей среды, для этого необходимо несколько условий:
- интеграция информации;
- достоверность по уровню знаний учащихся с опережающей зоной развития;
- компактность и достоверность информации;
- обеспечение материалами (материально- техническая база).
Метод проекта основан на синтезе, интеграции знаний учащихся из самых различных наук, учебных предметов. Содержание образования должно помогать учащимся найти свой способ соотнесения с реальностью, образовательный способ формирует личного опыта, позволяющий затем не просто адаптироваться в различных реалиях жизни, но и само реализовываться в этих реалиях.
На основе базовых компетенций выделяют проектные компетенции, которые формируются в результате работы над проектом:
- при коммуникативной компетенции формируются такие навыки как, умение отстаивать свои позиции в дискуссиях, умение договариваться и работать в группе, уметь взаимодействовать.
- при информационной компетенции формируется умение самостоятельно искать нужную информацию, уметь работать в библиотеке с информационными источниками, уметь использовать новые информационные и телекоммуникационные технологии.
- при интеллектуальной компетенции формируется способность обладать гибкостью мышления в создании творческого продукта.
При этом информационная компетенция является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями.
Необходимо заметить, что информационная компетентность понимается как интегрированное качество личности, представляющей собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. К таким источникам информации относятся:
- устные;
- письменные;
- технические (компьютер, мультимедийные установки, видео - аудио техника);
- артефакты.
Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы действия):
- планирование информационного поиска; извлечение первичной (не обработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации;
- обработка информации;
- систематизация информации;
- интерпретация (объяснение и толкование) информации;
- представление информации в различных вариантах.
Отдельные аспекты информационной компетентности формируются у ребёнка при традиционном подходе к обучению. Так, все дети учатся работать с текстами учебника. Однако, текст учебника относится к вторичной информации. Там дана переработанная (адаптированная) информация для детей, которую они чаще всего усваивают на уровне запоминания. Важно научить детей работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.
Информация представлена в простых и сложных источниках. Простой источник содержит информацию одного вида – текст, иллюстрации или таблицу. Сложный источник содержит информацию разных видов, причем все виды представления информации связаны между собой. Это может быть вербально - графическая (текст и графика), визуально – аудиальная (картина и музыкальное произведение) информация. Для работы с данной информацией необходимо владеть специальными способами восприятия и обработки.
Основным показателем информационной компетентности личности является способность добыть информацию, переработать её в выводы, аргументировано представить полученный вывод.
Одним из важнейших условий формирования информационной компетенции у младших школьников является использование современных педагогических технологий:
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- проблемно-диалогическое обучение;
- дифференцированное обучение.
Наиболее эффективным способом формирования информационной компетенции является проектная деятельность. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной и письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен.
Заключение
Проектирование дает возможность получения концептуально новых идей в виде новых знаний, совершение проектировочных методов и деятельности, а также с помощью проекта у детей развиваются проектные компетенции. Именно с появления таких знаний начинается успешность человека, который сталкивается с новыми жизненными проблемами, имеет реальный шанс на достижение успеха в их решении. Процесс проектирования помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном обращении, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Метод проекта активно вошел в образовательную среду школьников: наблюдения показывают, что внедрение и реализация проектной деятельности в учебных заведениях способствует всестороннему развитию молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...
Развитие проектных компетенций младших школьников
Проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов в у...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики
Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики...
Развитие проектной деятельности младших школьников средствами информационных технологий
Цель исследования: определить условия, при которых применение средств информационных технологий развивает проектную деятельность школьников. Объект исследования: процесс развития проектной ...