Развитие проектных компетенций младших школьников
статья по информатике по теме
Проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов в условиях модернизации российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие проектных компетенций младших школьников
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов в условиях модернизации российского образования.
Информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют:
- формировать у учащихся знания, умения и навыки,
- развивать личность ребёнка,
- удовлетворять его познавательные интересы.
В психологических исследованиях отмечается, что информационно-коммуникационные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.
В образовательный процесс внедряются новые виды учебной деятельности, характерные именно для современной информационной среды.
Проектно - исследовательская деятельность - одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Метод учебных проектов используется как технология развития умений учиться. В настоящее время его все чаще рассматривают как систему обучения, которая
- способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления;
- интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса;
- приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем;
- способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
- учит их размышлять, прогнозировать,
- формирует самооценку.
От качества фундамента, заложенного в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребёнка, что налагает особую ответственность на учителя, который помогает ребёнку развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную деятельность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир.
От преподавателя зависят в большой степени здоровье и эмоциональное благополучие его учеников. Внедрение в образовательный процесс ИКТ помогает решить все эти задачи.
Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ. Я заметила, что стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
Я заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Они выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Я выступаю в роли консультанта, помогаю решить возникающие «технические» проблемы.
Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося и даёт тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – формирует из ученика, вовлечённого в деятельность, человека умеющего.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Специфика воспитания конкурентоспособной личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
- сформировать умение отстаивать свои права;
- развить способность к созидательной деятельности;
- воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.
Подготовительный этап
- определение темы;
- постановка цели и задач, определение источников информации;
- выбор критериев оценки.
Основной этап
- разработка проекта- (сбор и уточнение информации).
Заключительный этап
- Защита проекта.
Нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразнее проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.
Литература:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
5.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г
6. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...
Формирование проектных компетенций младших школьников.
В работе представлена разработка модуля учебной программы предмета "Окружающий мир" 4 класс, с целью создания условий для формирования проектных компетенций младших школьников....
Формирование проектных компетенций младших школьников.
В работе представлена разработка модуля учебной программы предмета "Окружающий мир" 4 класс, с целью создания условий для формирования проектных компетенций младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-1084163-1546755124.jpg)
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426696-1395930581.jpg)
«Формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира»
В данной статье описывается опыт работы ....