Выступление по теме: «Развитие мотивации на уроках в начальной школе, как средство повышения качества знаний учащихся»
материал

Бодрова Наталья Георгиевна

Выступление на МО учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального района РМ

                      Выступление по теме:

 «Развитие мотивации на уроках в начальной школе, как средство повышения  качества знаний учащихся»

                                                                              Подготовила: учитель начальных классов

                                                                              Бодрова Н.Г

                                                           Рузаевка, 2020 г.

                                                                              «Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Работая уже много лет, очень часто встречаюсь с проблемой  низкой мотивации к учению у учащихся. Каждый учитель  стремится к тому, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, иногда, и от учителей, и от родителей  приходится с сожалением слышать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях говорят, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Для начала выясним, что такое мотивация.

 Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? Из опыта работы знаю: устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение разнообразных типов уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется колоссальная работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.  Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Какие же  ещё условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Поэтому, необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

  • материал урока должен  быть интересен детям;
  • согласование расписания с особенностями возраста;
  • согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
  • (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.  - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  2. Работа в группах и парах.
  3. Применение ИКТ на уроках
  4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  5. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  6. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  7.  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  8. Позитивная психологическая атмосфера урока.
  9. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  10.  В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  11.  Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Сюда относятся:

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

Высокая мотивация учения ребенку даёт чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи, повышение собственной значимости, признание учителей и сверстников, развитие творческих способностей, гордость собой и своими успехами. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, я подчёркиваю даже самый небольшой успех.

Игра…. Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении. Современные педагогические технологии имеют значительное количество разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Это и задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды , разнообразные творческие задания. ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - сказано одним великим педагогом, а это значит, что ищущий и творческий учитель сделает так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

         Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество как средство повышения мотивации обучающихсяна уроках в начальной школе

выступление на педсовете "Творчество учителя-творчество ученика"...

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Семинар. Выступление «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство развития познавательных интересов»

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общег...

Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения

Цель:  научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литератур...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...

Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».

Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....

Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"

Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"...