Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста
материал

Трифонова Юлия Николаевна

театрализованная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для выступления на методическом объединении в детском саду.

«Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

Наряду с развивающими играми, в дошкольном возрасте не менее значимую роль выполняет театрализованная деятельность.  Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Они учатся сопереживать персонажам,  и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский).Работая над выразительностью реплик персонажа,у ребенка активизируется словарь ,совершенствуется звуковая культура речи. Развивается память, фантазия, образное мышление т.к появляется необходимость анализировать поступки героя, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии.

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения.  Ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию. Развивается  речь, правильная артикуляция. Воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива.

Задачи педагога для всестороннего развития ребенка посредством театрализации –создавать условия для развития творческих способностей и активности ребенка:

-знакомить с видами театров и литературными жанрами;

- поощрять исполнительское  творчество, побуждать к импровизации;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

Виды театрализованной деятельности в детском саду:

  Стендовый театр.

Театр, декорации и герои которого крепятся на вертикальной поверхности. Это может быть:

- Стенд-книжка.

Удобно использовать для игр - путешествий. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

- фланелеграф. Картинки. удерживает  сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки можно подбирать вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие.

-магнитная доска

-Театр теней . Подразумевает наличие натянутой вертикально пергаментной бумаги или белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета  Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

 Театр на столе.

Действие происходит на столе.

 Можно разыгрывать спектакль небольшими фигурками, включая также небольшие декорации. 

  • Игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные Игрушки, изготовленные по типу богородской.
  • Бумажные или картонные. Герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам.
  • Магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах
  • Из природных материалов (в ящике с песком расставляются персонажи из природных материалов)
  • Самый простой театр,в котором участвуют обычные игрушки , не менее интересный для детей. Такие игрушки  подойдут и для театра на колене.

Театр на колене.

Драматизация происходит на коленях, покрытых  белой или иного цвета тканью.

Можно использовать обычные игрушки, которые всегда есть под рукой.

Наручный 

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь.

Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра можно изготавливать из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;
  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;

 Верховой театр. Это может быть:

  • тростевой  (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
  • Театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
  • Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.

Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является

  • развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта. Регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
  • снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
  • раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
  • создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).
  • Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....

«LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способност...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»Актуальность темы.Во все времена становления педагогики, проблема развития детского творчества, ко...